Стартап как образ жизни
11 марта 2010 года Школа мировой экономики и политики представляет открытый мастер-класс Сергея Грибова, выпускника программы МВА Sloan Fellow
Массачусетского Технологического Университета (MIT ), президента и основателя компании «Вебики», одного из руководителей AB Systems , партнера Минерва Кэпитал Партнерс, консультанта ряда стартапов
как в России, так и в США на тему “Innovator ’ s Dilemma”: когда новые технологии приводят к краху успешных компаний”
– Сергей, мы все чаще слышим о необходимости разработки и внедрения новых технологий, создания бизнес-проектов с нуля. Когда и почему Вы стали всерьез
интересоваться технологией стартапов?
– Отчасти так получилось, я начал работать в стартапе еще до того как закончил университет, это было в Израиле. В этом стартапе (Compugen) я был первым
сотрудником после основателей. Тогда я и «заразился» стартапами. Возможно помогло то, что Compugen был успешным, но после этого мне кроме как в стартапах просто
не хватало адреналина. В моем переходе с позиций технического менеджера на более общее руководство немалую роль сыграло мое обучение в MIT, где мне
посчастливилось пройти целый ряд курсов, обучающих технологиям создания и развития реальных проектов. В рамках этих дисциплин слушатели приносят проекты на
стадии идеи или научной разработки, а затем создают на их основе конечный продукт. Команды по 4-5 человек готовят полный пакет документов по проекту:
бизнес-план, описание, презентацию для инвесторов. Из 15 проектов в классе 3-4 часто превращаются в реальные компании.
– А какую роль сыграла практика?
– За годы работы я принял участие примерно в десяти стартапах, причем они были самыми разными, как по успешности проекта, так и по отрасли. В первый из них –
компанию Compugen – я пришел в 1992 году и проработал 10 лет, за которые компания прошла путь от небольшой технологической теплицы до корпорации, котирующейся
на фондовом рынке США. В настоящий момент я развиваю новый проект – «Вебики», виртуальный мир для детей, также я
параллельно занимаюсь еще несколькими проектами, AB Systems – программные комплексы в сфере ERP и Minerva Capital Partners – венчурный партнер РВК, помогаем
стартапам на самой начальной стадии..
– Вы участвовали во многих проектах, какой из них самый любимый?
– Самый любимый – это всегда текущий проект. Но на самом деле каждый проект – особенный и по-своему любимый.
– Вы работали и работаете в разных странах. Есть ли национальные различия в развитии стартапов?
– Я очень хорошо знаю, как работает индустрия стартапов, я наблюдал ее становление в Израиле, видел, как это работает в Америке, прошел достаточно много
стартапов, часть из них была успешной, а часть – нет. Последнее, на мой взгляд, особенно важно: про успешные стартапы знают и слышат, про провалившиеся
начинания – нет. Поэтому люди не понимают, что успешных стартапов по разным оценкам не более 3%. Для того, чтобы проект сработал, должно сложиться достаточно
большое количество факторов, причем далеко не все из них зависят непосредственно от людей им занимающихся. Вот здесь, как правило, и проявляются национальные
особенности. В России пока идет только становление экосистемы стартапов, еще нету историй успеха, есть очень мало людей, которые имеют опыт работы в подобных
проектах.
– А какие из этих факторов являются наиболее важными?
– В первую очередь это те аспекты, на которые смотрят венчурные капиталисты (причем дело даже не в важности венчурного капитала для стартапа, а просто в
том, что эти люди – профессионалы в минимизации риска в этой области): команда, рынок, идея. Я лично знаю многих венчурных капиталистов, которые говорят, что
вкладывают только в команды. Это вполне разумная позиция, поскольку с вероятностью более 70% две трети бизнес-плана через год будут нерелевантны окружающим
условиям. Идея может измениться, и только хорошая команда в состоянии вовремя перестроиться и поменять вектор развития.
– Есть ли национальные особенности в становлении стартапов в России?
– Безусловно. Во-первых, здесь гораздо труднее найти команду, которая смогла бы что-то сделать. Успешный стартап начинается с команды. Лучший вариант – это
группа из 3-4 человек с разным бэкграундом. Оптимально, если у них уже есть реальный опыт стартапов, а в России таких людей найти проблематично. Вся система
стартапов – это своего рода экосистема. Например, в США стартапы возникают не по всей территории, а организуются в кластеры, такие как Силиконовая долина или
Бостон. Там есть много людей, которые работают только в стартапах. Это отдельная категория людей, обладающих особой ментальностью, которых привлекает риск,
непредсказуемость. В большой компании люди работают по графику с 9 до 5 и потом забывают про работу, в то время как в стартапе люди работают столько, сколько
требуется. Я как-то был в компании, которая даже установила у себя в офисе специальные столы, над которыми были сделаны кровати. Это конечно выглядело шуткой,
но люди ими пользовались.
В России как раз нет этой экосистемы. Сейчас государство совместно с Российской Венчурной Компанией пытаются ее создать, но это займет определенное
время.
Кроме того, люди, идущие в стартапы, хотят заработать достаточно большие деньги за счет раскрутки компании, и у некоторых это даже получается. На Западе
существует практика выдачи акций всем участникам стартапа, от менеджеров до секретарш. Такие компании как Google, Microsoft, Cisco и им подобные объединяет то,
что они создали тысячи миллионеров. В России на текущий момент нет ни одной истории успеха, что создает проблему мотивации.
– Получается, что “стартаперы” обрекают себя на непростые условия жизни. Неужели люди начинают заниматься стартапами только из-за особенностей
ментальности и нехватка риска в обыденной жизни? Может быть что-то еще? Не является ли главным мотивационным фактором перспектива получения больших
доходов?
– Идти в стартап с целью заработать много денег – это неправильно. С точки зрения теории вероятностей, подобного не произойдет, и работающие в этой сфере на
Западе это понимают. Они идут туда не ради денег, а ради адреналина, ради драйва. Все стартапы – это выход за пределы зоны комфорта. В свое время у меня был
опыт, я решил отдохнуть от стартапов и пошел работать в крупную компанию. Первые пару недель я отдыхал, потом мне стало скучно, я их пугал своими скоростями
работы, а месяца через два понял, что нужно уходить. Стартап дает ощущение, что от тебя что-то зависит, там от каждого человека зависит успех или провал. Если
посмотреть на проект, то чувствуешь, что принес что-то новое в жизнь, ощущаешь свою полезность.
– Можно ли обучить человека технологии создания стартапов? Что для этого нужно?
– Нужно желание. Это самое главное. Люди должны понимать, что они делают это в первую очередь потому, что им это нравится. И лишь на втором месте стоит
перспектива хорошего заработка. Статистика самых успешных венчурных фондов такова, что из 10 проектов на один они получают десятикратную прибыль, на 2-3 –
деньги примерно удваиваются, остальные остаются в отрицательной зоне инвестиций. И это лучшие фонды, тщательно отбирающие проекты и умеющие это делать, поэтому
люди, которые все время идут в стартапы, делают это не ради денег. Стартапы дают ощущение собственной значимости, возможность сделать что-то, чем можно
гордиться, что-то невозможное в крупной компании.
– Сергей, чему будет посвящен Ваш мастер-класс 4 марта 2010 года?
– Создание стартапов, – это, конечно, тема более длинного курса, максимально прикладного, ориентированного на создание реальных проектов, своеобразным анонсом
которого является этот мастер-класс. Перспективу запуска такого курса я сейчас обсуждаю с руководством Школы мировой экономики и политики. Пока же хочу
рассказать о верхушке этого айсберга, о «подрывных инновациях» и о том, как с их помощью стартапы зачастую обходят в конкуренции большие и уже успешные
компании.
Мастер-класс будет посвящен такому феномену как Innovator’s dilemma. В истории известен ряд случаев, когда крупные компании, успешно действовавшие в своей
индустрии, полностью пропускали подрывные инновации и в результате сходили с дистанции. Эта тема довольно актуальна и для стартапов – для них это шанс обойти
крупную компанию, конкуренция с которой в иных обстоятельствах была бы невозможна. Классическим примером является индустрия компьютерных дисков, в которой за 20
лет сменилось пять волн подрывных инноваций. Сначала это были 14-ти дюймовые диски, затем 8, 5,25, 3,5 дюйма и так далее, и каждый раз переход на новый фактор
был результатом подрывных инноваций небольших фирм, в результате которого появлялись новые компании и погибали старые. Из 129 компаний, которые были созданы в
отрасли за это время, 107 разорились.
– Кто в первую очередь должен больше узнать о подрывных инновациях?
– Этот семинар для всех, кому это интересно. В действительности, эта проблема актуальна и для больших компаний, которые должны отлавливать такие инновации, и
для стартапов, для которых это уникальный шанс. Можно сказать, что это обоюдоострое оружие, позволяющее стартапам напасть, а большим компаниям – защититься. В
то же время эта тема мало освещается в России, она обычно не входит и в программу МВА. Это вопрос стратегического мышления, развитие которого часто становится
ключевым фактором успеха в любой сфере деятельности.
Беседовала Екатерина Тузикова,
Школа мировой экономики и политики
|