|
 
Логин:      Пароль:     
Вернуться

Участие в программе Santander Universities Babson Entrepreneurship Workshop 2010

Полина Архипова, участница программы Babson Entrepreneurship Workshop 2010, Факультет Мировой Экономики и Мировой Политики НИУ ВШЭ

В этом году мне выпала честь представлять Национальный Исследовательский Университет Высшую Школу Экономики на международном семинаре по развитию предпринимательства в Бабсон Колледже, США. Бабсон Колледж считается лучшим в мире в данной сфере по версии Financial Times. Программа реализуется в рамках сотрудничества НИУ ВШЭ и Банка Сантандер.

Babson Entrepreneurship Workshop предоставляет уникальную возможность очутиться в удивительном мире предпринимательства, попробовать создать свой собственный бизнес, столкнуться с решением многочисленных трудностей и получить бесценный опыт общения с преподавателями Университета и другими участниками программы, многие из которых уже имеют собственное дело. В этом году в программе приняли участие более 30 человек: из Аргентины, Бразилии, Уругвая, Чили, Мексики, Испании, Великобритании, Китая и России. (Более подробно ознакомиться с Santander Universities Babson Entrepreneurship Workshop, а также просмотреть видео-комментарии участников программы можно на сайте http://www3.babson.edu/ESHIP/outreach-events/santander.cfm)

Цель программы состоит в формировании целостного понимания концепции создания и развития нового бизнеса - стартапа. Согласно статистике, от 70 до 90 процентов всех молодых компаний не выживают в течение первых лет своего существования. Рассмотрению вопроса о том, как войти в оставшиеся 10 процентов успешных предприятий, и были посвящены занятия. Стоит сказать, что преподаватели Бабсона – это представители реального бизнеса: основатели и управляющие действующих стартапов, консультанты и советники по вопросам создания компаний. Таким образом, участники не только получают знания из первых уст, но и имеют уникальную возможность обратиться за советом к гуру бизнеса на этапе разработки собственных бизнес проектов.

Занятия в Бабсоне построены в формате интерактивного общения преподавателя со студентами. Учебная нагрузка значительна, 7.5-8 часов в день лекционных и практических занятий, не считая самостоятельной подготовки к кейсам и прочтения обязательной литературы. На мой взгляд, двухнедельный Babson Entrepreneurship Workshop представляет собой мини-MBA, поскольку затронутые темы рассматриваются в отдельных курсах на программе full-time MBA, преподаватели являются full-time lecturers, а занятия в аудитории подразумевают активное участие всех присутствующих. Для облегчения взаимодействия на столе у каждого участника была табличка с именем, и преподаватель мог лично обращаться к студенту. Полукруглая ступенчатая форма аудитории позволяла вести дискуссии в формате «круглого стола». Первая половина дня обычно была посвящена лекциям, на которых рассматривался теоретический материал, а во второй половине дня проводилась работа в командах по решению кейсов, подготовке презентаций или участию в бизнес играх. Финальный проект был посвящен разработке собственных бизнес идей и их презентации с последующим «разбором полетов» строгим, но справедливым преподавателем Бобом Каспом.

Особый интерес программе придает многонациональный состав участников, а также их разнообразный профиль. Средний возраст составил 25 лет, самому младшему участнику исполнилось 20 лет, самому старшему – 30. В основном в программе приняли участие студенты экономических специальностей, однако также были инженеры, программисты и социологи. Что интересно, многих ребят связывает с программой наличие собственного или семейного бизнеса. Участие бесценно не только с точки зрения получения знаний, но и развития социальной сети по всему миру. Например, на моих глазах было заключено соглашение о поставке деталей и запчастей из Китая для производства ортопедических кроватей в Мексике между двумя участниками программы - владельцами собственного бизнеса.

Отдельного упоминания заслуживает кампус университета. Бабсон Колледж находится в городке Веллесли, в часе езды на электричке от Бостона. Кампус представляет собой самодостаточный городок, на территории которого расположены учебные корпуса, общежития, конференц-центры, библиотека, кафе и бар, продуктовые и сувенирные магазины, а также фитнес-центр, теннисные корты и открытые спортивные площадки. Территория настолько велика, что на основных перекрестках находятся карты кампуса. Несмотря на развитую инфраструктуру (например, практически всюду есть доступ к wi-fi), кампус напоминает заповедник: по деревьям и дорожкам прыгают белки, вечером на лужайки выходят на прогулку зайцы, а иногда можно увидеть и оленей. Одним словом, общая обстановка в Бабсоне способствует душевной гармонии и сосредоточению умственных и физических сил.

Внеучебная программа была весьма насыщенной: обзорная экскурсия по Бостону, поездка в торговый центр Wre n tham Village, футбольный матч. Бостон не только имеет большое историческое значение, но и с давних пор является крупнейшим образовательным центром США - в его пригороде расположены такие ведущие университеты мира, как Гарвард, Гарвардская Школа Бизнеса и Массачусетский Технологический Университет (MIT).

Возвращаясь к учебным занятиям, стоит сказать, что все предметы были очень интересными и полезными: создание малого и среднего бизнеса, маркетинг малых предприятий, семейный бизнес, корпоративное предпринимательство, покупка малых компаний и навыки ведения переговоров. Особенно хотелось бы отметить профессора Боба Каспа, который очень понятно и доходчиво развеял основные страхи начинающих предпринимателей. Оказывается, главный враг удачного бизнесмена – это его собственный страх начать дело. По мнению профессора, часто бывает лучше как можно скорее приступить к работе, не тратя время на подготовку детального бизнес-плана и тщательный расчет стратегии. Основная причина – это необходимость подстраиваться под обстоятельства в процессе реализации идеи, поскольку внешняя среда имеет огромное влияние на любую компаний, а в особенности малую. В практике преподавателя были случаи, когда основанная им компания начиналась с одной бизнес идеи, а затем переключалась на другую. Таким образом, в бизнесе не работает общепризнанное правило «семь раз отмерь – один отрежь», а главное – начать!

Еще одна интересная идея профессора Каспа состоит в реверсировании обычной последовательности событий «создание продукта – его продажа» на обратный порядок «нахождение клиента – создание продукта под его нужды». Основная мысль состоит в нахождении реальной потребности бизнеса – pain point – и нахождении способа ее разрешения. Следовательно, малый бизнес признан послужить связующим звеном между запросом клиента и способом удовлетворения его потребности. Только в таком случае бизнес может и должен стать успешным.

Для того чтобы воплотить в жизнь бизнес-идею, которая будет жизнеспособной и прибыльной, нужно проявить немалую смекалку, гибкость, энергию, энтузиазм и искреннюю веру в успех! А также не отчаиваться, если что-нибудь не будет получаться, действовать по ситуации и не бояться отойти от задуманного плана. Таков основной вывод секрета успеха предпринимателя. И, конечно, дерзать и не бояться выдвигать самые смелые идеи!

Программа по развитию предпринимательства в Бабсоне революционизировала мое представление о собственном бизнесе. Раньше я и подумать не могла о возможности создания своего дела, сейчас же считаю такой вариант не только реалистичным, но и привлекательным. Возможно, в каждом из нас живет талант предпринимателя, который необходимо лишь раскрыть!

В заключение я бы хотела выразить огромную благодарность Банку Сантандер и Высшей Школе Экономики за предоставленную возможность принять участие в программе и Бабсон Колледжу за теплый прием и бесценный опыт!

Вернуться
Руководство факультета
Декан факультета:
Караганов
Сергей
Александрович
Заместитель декана по учебной работе:
Ковалёв
Игорь
Георгиевич
Заместитель декана по методической работе и кадрам:
Суздальцев
Андрей
Иванович
Заместитель декана по финансовой и административной работе:
Медведев
Денис
Анатольевич
Учебная часть
Форум
перейти на форум декана