Участие в программе Santander Universities Babson Entrepreneurship Workshop 2010
Полина Архипова, участница программы Babson Entrepreneurship Workshop 2010, Факультет Мировой Экономики и Мировой Политики НИУ ВШЭ
В этом году мне выпала честь представлять Национальный Исследовательский Университет Высшую Школу Экономики на международном семинаре по развитию
предпринимательства в Бабсон Колледже, США. Бабсон Колледж считается лучшим в мире в данной сфере по версии Financial Times. Программа реализуется в рамках
сотрудничества НИУ ВШЭ и Банка Сантандер.
Babson Entrepreneurship Workshop предоставляет уникальную возможность очутиться в удивительном мире предпринимательства, попробовать создать свой собственный
бизнес, столкнуться с решением многочисленных трудностей и получить бесценный опыт общения с преподавателями Университета и другими участниками программы,
многие из которых уже имеют собственное дело. В этом году в программе приняли участие более 30 человек: из Аргентины, Бразилии, Уругвая, Чили, Мексики, Испании,
Великобритании, Китая и России. (Более подробно ознакомиться с Santander Universities Babson Entrepreneurship Workshop, а также просмотреть видео-комментарии
участников программы можно на сайте http://www3.babson.edu/ESHIP/outreach-events/santander.cfm)
Цель программы состоит в формировании целостного понимания концепции создания и развития нового бизнеса - стартапа. Согласно статистике, от 70 до 90
процентов всех молодых компаний не выживают в течение первых лет своего существования. Рассмотрению вопроса о том, как войти в оставшиеся 10 процентов успешных
предприятий, и были посвящены занятия. Стоит сказать, что преподаватели Бабсона – это представители реального бизнеса: основатели и управляющие действующих
стартапов, консультанты и советники по вопросам создания компаний. Таким образом, участники не только получают знания из первых уст, но и имеют уникальную
возможность обратиться за советом к гуру бизнеса на этапе разработки собственных бизнес проектов.
Занятия в Бабсоне построены в формате интерактивного общения преподавателя со студентами. Учебная нагрузка значительна, 7.5-8 часов в день лекционных и
практических занятий, не считая самостоятельной подготовки к кейсам и прочтения обязательной литературы. На мой взгляд, двухнедельный Babson Entrepreneurship
Workshop представляет собой мини-MBA, поскольку затронутые темы рассматриваются в отдельных курсах на программе full-time MBA, преподаватели являются full-time
lecturers, а занятия в аудитории подразумевают активное участие всех присутствующих. Для облегчения взаимодействия на столе у каждого участника была табличка с
именем, и преподаватель мог лично обращаться к студенту. Полукруглая ступенчатая форма аудитории позволяла вести дискуссии в формате «круглого стола». Первая
половина дня обычно была посвящена лекциям, на которых рассматривался теоретический материал, а во второй половине дня проводилась работа в командах по решению
кейсов, подготовке презентаций или участию в бизнес играх. Финальный проект был посвящен разработке собственных бизнес идей и их презентации с последующим
«разбором полетов» строгим, но справедливым преподавателем Бобом Каспом.
Особый интерес программе придает многонациональный состав участников, а также их разнообразный профиль. Средний возраст составил 25 лет, самому младшему
участнику исполнилось 20 лет, самому старшему – 30. В основном в программе приняли участие студенты экономических специальностей, однако также были инженеры,
программисты и социологи. Что интересно, многих ребят связывает с программой наличие собственного или семейного бизнеса. Участие бесценно не только с точки
зрения получения знаний, но и развития социальной сети по всему миру. Например, на моих глазах было заключено соглашение о поставке деталей и запчастей из Китая
для производства ортопедических кроватей в Мексике между двумя участниками программы - владельцами собственного бизнеса.
Отдельного упоминания заслуживает кампус университета. Бабсон Колледж находится в городке Веллесли, в часе езды на электричке от Бостона. Кампус представляет
собой самодостаточный городок, на территории которого расположены учебные корпуса, общежития, конференц-центры, библиотека, кафе и бар, продуктовые и сувенирные
магазины, а также фитнес-центр, теннисные корты и открытые спортивные площадки. Территория настолько велика, что на основных перекрестках находятся карты
кампуса. Несмотря на развитую инфраструктуру (например, практически всюду есть доступ к wi-fi), кампус напоминает заповедник: по деревьям и дорожкам прыгают
белки, вечером на лужайки выходят на прогулку зайцы, а иногда можно увидеть и оленей. Одним словом, общая обстановка в Бабсоне способствует душевной гармонии и
сосредоточению умственных и физических сил.
Внеучебная программа была весьма насыщенной: обзорная экскурсия по Бостону, поездка в торговый центр Wre n tham Village, футбольный матч. Бостон не только
имеет большое историческое значение, но и с давних пор является крупнейшим образовательным центром США - в его пригороде расположены такие ведущие университеты
мира, как Гарвард, Гарвардская Школа Бизнеса и Массачусетский Технологический Университет (MIT).
Возвращаясь к учебным занятиям, стоит сказать, что все предметы были очень интересными и полезными: создание малого и среднего бизнеса, маркетинг малых
предприятий, семейный бизнес, корпоративное предпринимательство, покупка малых компаний и навыки ведения переговоров. Особенно хотелось бы отметить профессора
Боба Каспа, который очень понятно и доходчиво развеял основные страхи начинающих предпринимателей. Оказывается, главный враг удачного бизнесмена – это его
собственный страх начать дело. По мнению профессора, часто бывает лучше как можно скорее приступить к работе, не тратя время на подготовку детального
бизнес-плана и тщательный расчет стратегии. Основная причина – это необходимость подстраиваться под обстоятельства в процессе реализации идеи, поскольку внешняя
среда имеет огромное влияние на любую компаний, а в особенности малую. В практике преподавателя были случаи, когда основанная им компания начиналась с одной
бизнес идеи, а затем переключалась на другую. Таким образом, в бизнесе не работает общепризнанное правило «семь раз отмерь – один отрежь», а главное –
начать!
Еще одна интересная идея профессора Каспа состоит в реверсировании обычной последовательности событий «создание продукта – его продажа» на обратный порядок
«нахождение клиента – создание продукта под его нужды». Основная мысль состоит в нахождении реальной потребности бизнеса – pain point – и нахождении способа ее
разрешения. Следовательно, малый бизнес признан послужить связующим звеном между запросом клиента и способом удовлетворения его потребности. Только в таком
случае бизнес может и должен стать успешным.
Для того чтобы воплотить в жизнь бизнес-идею, которая будет жизнеспособной и прибыльной, нужно проявить немалую смекалку, гибкость, энергию, энтузиазм и
искреннюю веру в успех! А также не отчаиваться, если что-нибудь не будет получаться, действовать по ситуации и не бояться отойти от задуманного плана. Таков
основной вывод секрета успеха предпринимателя. И, конечно, дерзать и не бояться выдвигать самые смелые идеи!
Программа по развитию предпринимательства в Бабсоне революционизировала мое представление о собственном бизнесе. Раньше я и подумать не могла о возможности
создания своего дела, сейчас же считаю такой вариант не только реалистичным, но и привлекательным. Возможно, в каждом из нас живет талант предпринимателя,
который необходимо лишь раскрыть!
В заключение я бы хотела выразить огромную благодарность Банку Сантандер и Высшей Школе Экономики за предоставленную возможность принять участие в программе
и Бабсон Колледжу за теплый прием и бесценный опыт!
|