Поправку Джексона-Вэника сменит список Кардина
Алексей Портанский
За отмену поправки Джэксона-Вэника придется заплатить легализацией «списка
Кардина»
Администрация Барака Обамы в течение последних полутора лет добивается от конгресса США отмены дискриминационной поправки Джексона-Вэника в отношении России.
Особенно актуальной эта задача становится сейчас в связи с присоединением России к ВТО. Сопротивление отмене поправки со стороны ряда влиятельных американских
законодателей привело к тому, что в апреле в сенате может начаться рассмотрение закона, связанного с так называемым «списком Магнитского», составленным
сенатором Бенджамином Кардиным и потому также именуемым «списком Кардина». В этот список предполагается внести несколько десятков российских чиновников,
которые, с их точки зрения, причастны к смерти в следственном изоляторе в Москве аудитора инвестфонда Harmitage Capital Сергея Магнитского. Как нетрудно
догадаться, принятие упомянутого закона может стать условием согласия наиболее консервативно настроенных конгрессменов с отменой поправки Джексона-Вэника.
Будучи принятой в 1974 году, поправка к закону о торговле сенатора Генри Джексона и конгрессмена Чарльза Вэника имела конкретный и узконаправленный смысл. Он
состоял в том, что нерыночные экономики, которые отказывают своим гражданам в праве на свободную эмиграцию, не могут быть наделены статусом наибольшего
благоприятствования в торговле (в американском варианте это постоянные нормальные торговые отношения - PNTR), получать прямые и непрямые кредиты от
правительства США. Однако в 1991 году наступил конец нерыночной советской экономики, а еще раньше в СССР прекратились и ограничения на выезд его граждан за
рубеж. Настал тот момент, когда в силу произошедших перемен Россия уже не могла подпадать под поправку Джексона–Вэника. В принципе именно тогда глава Белого
дома должен был заявить об отмене поправки в отношении России и предоставлении ей статуса постоянных нормальных торговых отношений. Но, к сожалению, ни Дж.
Буш-старший, ни Билл Клинтон в свое время этого не сделали. Поэтому каждый год администрация США продлевала отказ от применения в отношении России поправки
Джексона–Вэника, а конгресс утверждал это решение.
Соединенные Штаты не впервые сталкиваются с ситуацией, когда приходится отменять поправку Джэксона-Вэника в связи с присоединением той или иной страны к ВТО.
Так, в отношении Китая, ставшего членом ВТО в 2001 г., эта поправка была отменена в 2000 г., несмотря на то, что в Поднебесной, в отличие от России, сохранялись
ограничения на выезд граждан за рубеж. В отношении Украины, которая обрела членство в ВТО в мае 2008 г., поправка Джэксона-Вэника была снята за полтора года до
присоединения.
Итак, наличие поправки Джексона-Вэника препятствует предоставлению Соединенными Штатами России режима наибольшего благоприятствования в торговле на
постоянной основе. А без взаимного предоставления такого режима ни российские, ни американские компании не смогут извлечь выгоду из присоединения России к ВТО.
По словам американского представителя на торговых переговорах Рона Кирка, США значительно поспособствовали присоединению России к ВТО, и потому теперь было бы
крайне нелогично не дать американским экспортерам получать прибыль на российском рынке из-за существования поправки Джексона-Вэника. Иначе говоря, в случае
сохранения поправки Джексона-Вэника компании США будут заведомо проигрывать в конкурентной борьбе на российском рынке компаниям из ЕС, Китая, Японии и других
стран.
Между тем российский рынок все больше интересует США. По американским данным, за последние десять лет экспорт в Россию увеличивался в среднем на 15% в год,
достигнув 8,3 млрд.долл. в 2011 году. А в результате присоединения России к ВТО эта цифра может удвоиться в течение пяти ближайших лет. Пятьдесят тысяч рабочих
мест в СШ А прямо или косвенно связаны с экспортом в России, и опять-таки после присоединения РФ к ВТО и эта цифра обещает удвоиться.
В конгрессе есть немало сторонников отмены поправки. В то же время многие республиканцы выступают против такого шага. Демократы и республиканцы продолжают
спорить о том, связывать ли нарушения прав человека в России с отменой поправки Джексона-Вэника. Представители администрации и демократы в конгрессе настаивают,
что эти вопросы следует решать параллельно. Это означает, что отменять поправку необходимо, но одновременно надо продолжать указывать России на отклонения от
демократических принципов. Республиканцы же полагают, что поправку отменять нельзя, пока Россия игнорирует соблюдение прав человека. В качестве аргумента против
отмены поправки они также напоминают, что Москва все больше отдаляется от соблюдения международных обязательств, в частности, блокируя резолюцию СБ ООН по Сирии
и продолжая поставлять оружие режиму Б.Асада.
Обсуждение в конгрессе отмены поправки Джексона-Вэника должно было начаться еще прошлой осенью. Однако первые слушания в финансовом комитете сената
состоялись лишь 16 марта с.г. и оказались весьма непростыми. Как и следовало ожидать, при обсуждении перспективы отмены поправки участники заседания разделились
на две группы: одни были готовы немедленно и без условий поддержать предложение администрации, другие заявили о своем желании добиться принятия законопроекта,
касающегося соблюдения прав человека в России. В итоге сенаторы договорились отложить рассмотрение вопроса на два-три месяца - до того момента, когда Россия
обретет полноправное членство в ВТО (т.е. после ратификации пакета документов о присоединении Госдумой – А.П.) и тогда уже обсуждать вопрос всем составом
палаты. Очевидно, что сторонники отмены поправки в обеих палатах конгресса пока не могут набрать достаточное для решения вопроса количество голосов.
Какое же решение следует ожидать в итоге от конгресса? Элементарная логика, исходящая из интересов американского бизнеса, подсказывает один вариант: поправка
Джексона-Вэника в отношении России должна быть отменена – американцы вряд ли готовы смириться с тем, что прибыль, которая ожидает их на российском рынке, может
достаться их конкурентам. Однако и политический фактор не будет отброшен. Сторонники «принципиального, жесткого курса» в отношении Москвы скорее всего добьются
принятия упомянутого законопроекта, касающегося соблюдения прав человека в России. Формально это скорее всего не будет представлено, как замена отжившей свое
время поправки на новый закон. Но суть останется именно таковой – за отмену поправки Джэксона-Вэника придется именно заплатить легализацией «списка Кардина».
Алексей Портанский – профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
02.04.2012
© Информационный сайт политических комментариев
"Политком.RU " 2001-2011
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №77-4579 от
21.05.2001
При полном или частичном использовании материалов ссылка на
"Политком.RU " обязательна.
|