Последняя веха на пути в ВТО
В невероятно долгом, затянувшемся почти на два десятилетия, процессе присоединения России к ВТО очень хочется, наконец, поставить точку. И вот в субботу 21
июля президент Владимир Путин подписал федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой
организации» от 15 апреля 1994 г. Напомним, что 10 июля 2012 г. указанный Протокол был ратифицирован Государственной Думой РФ, а 18 июля одобрен Советом
Федерации. Закончен ли тем самым процесс? В принципе – да, ибо все формальные процедуры пройдены. Осталась последняя деталь, которую можно считать чисто
бюрократической...
Теперь Москва должна направить официальное уведомление в штаб-квартиру ВТО в Женеве о завершении ратификации Протокола, и, спустя 30 дней, Секретариат ВТО
внесет соответствующее добавление на официальный сайт Организации (www.wto.org) - в списке стран-членов под номером 156 появится Российская Федерация. Это, по
всей вероятности, произойдет в 20-х числах августа с.г.
Так, выиграем мы или проиграем в результате присоединения к ВТО? – Этот вопрос, как ни странно, до сих пор не снят с повестки дня. Более того, парадоксально,
но факт – небывалое обострение дискуссий о целесообразности присоединения к ВТО пришлось у нас как раз на период ратификации, т.е. на то время, когда принято
заниматься спокойным завершением длительного и сложного процесса.
Появилось невероятное количество «интерпретаторов» условий присоединения, которые, как правило, этих условий не читали, однако немедленно бросились убеждать
публику в неминуемо катастрофических последствиях сделанного шага. Рассматривать беспомощные и бессмысленные аргументы противников присоединения к ВТО уже не
имеет смысла – об этом уже не раз говорилось и писалось в том числе на сайте «Политком.Ру» Отметим лишь, что, к примеру, либерализация рынка, выражающаяся в
постепенном снижении импортного тарифа в среднем на три процентных пункта, никак не может послужить причиной обострения ситуации в той или иной отрасли. В
действительности российская экономика оказалось нынче перед куда более серьезными вызовами.
Как заявила в начале марта с.г. тогдашний глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, «мы исчерпали возможность роста, основанного на масштабном наращивании
добычи и экспорта углеводородов. Добыча нефти в следующие 20 лет стабилизируется примерно на уровне 2011 года...» Не лучше и перспективы по рынку природного
газа – через несколько лет здесь может резко усилиться конкуренция в результате роста предложения сланцевого газа. В этих условиях не допустить
катастрофического снижения существующего положительного сальдо торгового баланса можно только за счет наращивания несырьевого экспорта. Как это сделать –
отдельный вопрос, затрагивающий стратегический выбор между инерционным и модернизационным сценариями развития страны. В данном же комментарии речь идет о
другом. Оказывается, произвести конкурентоспособные товары и услуги это полдела – их затем желательно реализовать на внешнем рынке. А для этого необходимы
условия в виде свободного доступа на рынки. Такие условия на сегодняшний день как раз гарантирует членство в ВТО.
Сказанное в предыдущем абзаце на самом деле и является главным императивом присоединения России к ВТО. Беда только в том, что, несмотря на абсолютно верно
сформулированный Набиуллиной вызов, перед которым оказалась страна, он, похоже, еще недостаточно осознан правящими элитами и потому пока не послужил импульсом
для серьезных перемен. Многим совсем не хочется расставаться с мыслью о том, что «нефтяной пирог» становится все меньше, и от него будет перепадать уже далеко
не всем.
Членство в ВТО не может автоматически и сразу принести осязаемый эффект. Для этого необходима активная работа внутри Организации. Чтобы обеспечить ее на
высоком уровне, нужны соответствующие организационно-административные преобразования. Не секрет, что департамент торговых переговоров Минэкономразвития, по
словам его руководителя и главного российского переговорщика М.Ю.Медведкова, буквально «на втором дыхании» завершал непростую работу по присоединению к ВТО. Уже
ясно, что в ближайшие годы будет остро ощущаться нехватка квалифицированных кадров в сфере торговой политики – этого можно было не допустить, если бы
государство заранее позаботилось о подготовке таких кадров. Функция координации работы по ВТО по-прежнему возложена на Минэкономразвития, но для министерства в
целом данное направление отнюдь не является главным. Очевидно, здесь необходимы серьезные перемены – координацию работы по нашему участию в ВТО должен взять на
себя отдельный орган, как это сделано в большинстве стран-членов Организации. Наконец, предстоит организовать наше представительство при ВТО в Женеве. От того,
каким образом оно будет организовано, тоже в немалой степени будет зависеть результат нашего членства во Всемирной торговой организации.
Алексей Портанский – профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
23.07.2012
«Политком.RU»
|