Итоги года. Кондово, но успешно
Статья декана факультета мировой экономики и мировой политики, д.и.н.,
профессора С.А.Караганова. Опубликовано на сайте Ежедневного журнала от
01 января 2013 г.
Сергей Александрович, какими, на Ваш взгляд, были основные тенденции
российской внешней политики в ушедшем году? Российская внешняя
политика в 2012 году развивалась в духе тенденции последних лет. То есть
Москва вела себя на международной арене, говоря попросту, довольно
кондово, но весьма успешно. А если вести речь в политологических
терминах, очень традиционалистски, в духе XVIII-XIX веков.
Справедливости ради замечу, что наши партнеры ведут такую же политику,
правда, загнанную в рамки несколько больших приличий (впрочем, от этих
приличий, если посмотреть на их действия на Ближнем Востоке, мало что
остается). В этой ситуации Россия действует довольно умело, полагая, что
и весь остальной мир скатывается к вульгарной геополитике. Конструктивно
ли это? Нет. Правильно ли? Не знаю. Однако в сложившейся системе
координат российская политика была скорее выигрышной и гораздо более
успешной, чем у любой другой крупной страны, кроме разве что Китая. Да и
он начал втягиваться в конфликты.
В чем это проявилось в отношениях с Западом?
Очевидно, внешняя политика России стала все больше раздражать часть
западных партнеров, во-первых, жесткостью, а во-вторых, нарочитым
демонстративным пренебрежением по отношению к их мнениям и интересам. На
Западе отношения с Россией в уходящем году характеризовалась крахом
иллюзий, вызванных четырехлетним правлением Дмитрия Медведева. Для
многих он был очень удобен. Он позволял им безболезненно делать вид, что
Россия — не то, чем она на самом деле является. Что она модернизируется.
Хотя на самом деле, возможно, самая быстрая демодернизация в России со
времен революционного кризиса начала 1990-х годов происходила именно в
последние четыре года. Это, впрочем, не связано исключительно с
действиями и решениями Дмитрия Медведева. Всем нам было приятно ничего
не делать. И курлыкать о модернизации. Однако с его уходом врать себе и
другим стало невозможно, и недовольство российской внешней политикой
вышло на поверхность.
Внутренняя политика тем временем развивалась всем известным образом:
точечные репрессии в отношении оппозиции и частичная политическая
либерализация. На вышеописанном фоне эти точечные репрессии и создали
ситуацию, когда стало считаться, что с Россией неприлично сотрудничать в
открытую (хотя сотрудничают вовсю). Кроме того, сохраняется надежда на
то, что на Россию можно надавить. «Закон Магнитского», конечно же,
должен был бы разрабатываться не в Конгрессе США, а в российском
парламенте. Но он — отражение более глубоких тенденций в отношениях
между Россией и Западом. Это не значит, что нам не нужно ничего делать в
связи со случаями, подобными истории Сергея Магнитского. Расследование,
проведенное Советом по правам человека при президенте, оставляет мало
сомнений в том, что там было. Но несмотря на возмутительность этой
истории, «Закон Магнитского», к сожалению, является не заботой о правах
человека, а политическим сигналом в отношении России. А также опыткой
подорвать Обамовскую «перезагрузку». Ответ на него является точно таким
же политическим сигналом по принципу «а пошли вы». Мне это напоминает не
борьбу за какие-то принципы, а соревнование двух мальчиков, кто дальше
плюнет. Жаль, что мы опять скатились к временам моей недоброй, но
веселой юности.
Правда, запрет на усыновление американцами российских детей, в т.ч.
больных, от которых отказываются в России — по сути (но не де-юре)
предложение обменять отказ от преследования возможных преступников на
отказ выдавать больных детей — вызывает тяжелое чувство. У правящей
элиты утеряно моральное чувство. Мы, несмотря на частичное экономическое
и политическое возрождение, духовно все еще больная страна.
В России мало кто принимает всерьез критику Запада — во-первых,
потому, что мы от них теперь не зависим, а во-вторых, потому что, к
сожалению, Запад потерпел несколько моральных, экономических и
политических поражений. И может потерять ауру морального лидера и
победителя, на которого нужно равняться. Это грустно для России. В ней
испокон веку хотели жить «как в Европе». Утрачен моральный лидер.
Насколько эффективной представляется Вам российская позиция в самом
остром конфликте 2012 года — сирийском?
Российская политика в отношении Сирии была просто виртуозной. Мы не
влезли в конфликт, не присоединились ни к одной из сторон. Мы и не
«кинули» человека, воспринимавшегося нашим клиентом. Хотя он был,
скорее, как и все местные относительно просвещенные диктаторы, клиентом
Запада. Но, с другой стороны, никто не может сказать, что мы
поддерживали Асада. Мы вели такую политику, которая на фоне других
выглядела наиболее разумно. Неслучайно она пользуется поддержкой большей
части незападного мира и находит понимание даже в Израиле. Другое дело,
что на Западе, политика которого на Ближнем Востоке — это отчаянное
безумство, хотели бы после Каддафи «кинуть» российскими руками еще и
Асада, чтобы показать, что Запад еще силен. Напомню, что за попытками
свержения Асада стоят не только и не столько возмущенные коррупцией и
авторитарным режимом массы, сколько наиболее консервативные и
реакционные суннитские режимы Персидского залива, которые свергают один
за другим коррумпированные, но светские режимы на Ближнем Востоке,
погружающийся в новый виток деградации. Россия, повторяю, не влезла в
конфликт, а тот из партнеров, кто влезет, в очередной раз вспомнит
постоянно забываемую истину — «кто влез на Ближний Восток, тот
проиграл». Так произошло с Советским Союзом в Афганистане, с США и НАТО
в том же Афганистане и Ираке. Даже в Ливии победа оказалась во многом
пирровой — происходит развал страны и полная деградация социального
порядка, и в результате к власти, конечно же, придут антизападные силы.
Разваливается и Ирак.
Другая острая проблема — это споры вокруг противоракетной обороны
США…
Очень любопытен сюжет вокруг американской ПРО. Он занимает
непропорционально большое место в российском общественном сознании и в
нынешней политике. ЕвроПРО, система, которая, конечно, никакой угрозы
для России представлять в обозримой перспективе не может. В этом
нетрудно убедиться, если внимательно почитать даже высказывания наших
военных: они говорят о третьей и четвертой фазах ЕвроПРО в стиле «когда
рак на горе свистнет». Мне кажется, что дискуссия поПРО навязывается
Россией просто для того, чтобы не было нужды вести переговоры о
сокращении ядерных вооружений. Мы их сокращать не собираемся, а,
наоборот, все больше опираемся на них в ситуации глубокого
реформирования Вооруженных сил.
Не обернется ли эта, как Вы говорите, дискуссия новой гонкой
вооружений?
Никакой гонки, конечно же, не будет. Другое дело, что в условиях
почти полного отсутствия серьезной дискуссии вокруг военного
строительства растет опасность, что закупки вооружений в России выйдут
из-под контроля. Конечно, до экстравагантностей советской эпохи дело не
дойдет — там речь шла о суммах, в десятки раз больших. Вся страна была
военным лагерем. Тем не менее, обидно, если такие ошибки будут сделаны.
Но это уже проблемы нашей политической системы. Даже в позднесоветские
времена дискуссий по оборонной политике было больше.
Не думаю, что смена министра обороны, который был назначен на
должность, чтобы сделать именно то, что сделал (я не говорю о возможных
нарушениях), приведет к сколько-нибудь существенному изменению курса на
радикальное реформирование Вооруженных сил. Курс будет продолжен, а это
означает, что мы будем создавать Вооруженные силы, готовые к конфликтам
низкой и средней интенсивности по всем направлениям. То есть фактически
Вооруженные силы будут уходить и уже уходят от, можно сказать,
многовековой традиционной ориентации на противостояние с Западом. Для
сдерживания Запада и любых других сильных противников у нас будет
ядерное оружие. Впрочем, Запад и сдерживать не нужно — у него и так нет
сил ни для каких серьезных действий. В подавляющем большинстве
европейских стран Вооруженные силы и расходы на вооружение сокращаются
столь мощно и уверенно, что их военный потенциал уже приближается к
символическому уровню. С Соединенными Штатами у нас, по-видимому, нет
таких крупных разногласий, которые могли бы привести к реальным
политическим конфликтам. Хотя за горизонтом всякое может случиться. В
любом случае мне уже неоднократно приходилось замечать, что Вооруженные
силы в нынешнем мире, который становится все более непредсказуемым,
нужны, и совершенно очевидно, что их роль снова начинает тихо расти. Но
Россия находится и в ближайшие годы будет находиться в уникальном для
себя положении: впервые за более чем тысячелетнюю историю ей никто
реально не угрожает. Это очень непривычная ситуация, мы видим, с каким
трудом российская правящая элита, да и российское население осваиваются
в этой реальности. Мы привыкли, что нам все время кто-то угрожает, и
готовы самоорганизовываться только в ответ на внешнюю угрозу, а
приходится самоорганизовываться без нее. А самоорганизоваться нужно.
Нужно вместе бороться за новую Россию. А не продолжать делить ренту,
завидуя тем, кто ворует ее куски, получать ее кусочки и фрондировать,
кушать ее крохи и помалкивать. Мы находимся в звонкой идейной и
моральной пустоте и в бездействии. А мир развивается. И в нем мы — и
страна, и общество — стремительно теряем конкурентоспособность.
В этом — главная проблема российской внешней политики. Но вопросы не
к МИДу — к нам с вами.
//Опубликовано на
сайте «Ежедневного журнала» от 1.01.2013.
|