Уйти по-английски из ЕС невозможно
Алексей Портанский
Бывает, что непроизнесенная речь производит не меньше шума, чем
произнесенная. Так случилось на прошлой неделе, когда вся Европа с нетерпением
ожидала программное выступление британского премьер-министра Дэвида Кэмерона на
тему взаимоотношений страны с Евросоюзом, которое было запланировано на пятницу
в Амстердаме. Однако в связи с острой ситуацией с заложниками в Алжире Кэмерон
предпочел выступить на заседании своего парламента, отказавшись от поездки в
Нидерланды. Тем не менее на Даунинг стрит решили предоставить прессе основные
тезисы отложенного выступления.
Как полагает британский премьер, сегодня Евросоюз оказался перед тремя весьма
серьезными вызовами. Первый связан с продолжающимся кризисом зоны евро; второй
состоит в снижении конкурентоспособности по сравнению с некоторыми новыми
индустриальными странами; наконец, третий обусловлен выросшей в последние годы
пропастью между евробюрократией и простыми гражданами. Последнее вызывает
ощущение недостатка демократической легитимности, порождая рост евроскептицизма
как в правящей партии, так и в стране в целом. Простые британцы все больше
уверены, что европейская бюрократия не принимает в расчет их проблемы и является
лишь обузой для них, что решения, принимаемые в Брюсселе, ведут к ухудшению их
уровня жизни, подчеркивает Кэмерон. Дальнейшее бездействие в этих условиях
грозит провалом всей Европе и выходом Британии из Евросоюза, предупредил один из
ответственных функционеров партии консерваторов.
Вместе с тем в опубликованных отрывках из отложенной речи британского
премьера не содержалось упоминания о намеченном на 2018 г. референдуме по
вопросу будущего Великобритании в ЕС, который сначала должен стать предметом
предварительных переговоров с Брюсселем. Более того, судя по тексту, Кэмерон
решительно против подобного развития событий и желает успеха Евросоюзу и
дальнейшего поддержания отношений Великобритании с ЕС.
С 1973 г., когда Великобритания стала членом ЕС, это далеко не первый случай
обострения разногласий между Лондоном и Брюсселем по вопросу ее участия в
евроинтеграции. Серьезнейшие расхождения в целях и методах строительства единой
Европы обнаружились в 1980-е годы, когда британское правительство возглавляла
Маргарет Тэтчер, а во главе Еврокомиссии находился один из самых заслуженных
деятелей Европейского Сообщества француз Жак Делор. В 1986 г. британский
парламент ратифицировал Единый европейский акт, который Тэтчер рассматривала как
прямое продолжение Римского Договора 1957 г., являвшегося, по ее мнению, хартией
экономической свободы. В Едином европейском акте «железная леди» видела
воплощение своей европейской мечты – формирование свободного рынка на территории
тогдашних стран-членов ЕЭС.
Создание единого рынка полностью отвечало интересам самой Великобритании –
таким образом достигалась цель увеличения экспорта ее товаров в государства ЕЭС.
При этом Тэтчер полагала, что, договорившись с Жаком Делором об условиях
создания единого рынка, она сможет блокировать возможные социально-политические
реформы в рамках ЕЭС, которые впоследствии получили название “социального
измерения” ЕЭС. Однако сделать этого правительству Тэтчер не удалось, и во
второй половине 1980-х Европа все более становилась “социалистическим клубом”,
что несло угрозу проведению кабинетом Тэтчер политики модернизации Соединенного
Королевства. Таким образом, конец 1980-х годов стал временем жесткой
конфронтации между Лондоном и Брюсселем по ряду вопросов евростроительства.
Эта конфронтация вспыхивала позднее не раз при других британских премьерах, в
частности, по вопросу Общей сельскохозяйственной политики ЕС, являвшейся всегда
предметом постоянной критики со стороны Лондона. В условиях острейших
разногласий прошел ноябрьский (2012 г.) саммит ЕС в Брюсселе. В дискуссиях о
путях преодоления кризиса обозначились два противоположных лагеря – тех, кто
полагает, что следует больше экономить и тех, кто считает, что надо, наоборот,
больше тратить. Разумеется, в первом оказалась Великобритания вместе с
Германией, Нидерландами, Швецией и Финляндией, во втором – Греция и ряд стран
юга Европы. При этом премьер Кэмерон потребовал заморозить рост расходов ЕС и
сократить сумму семилетнего бюджета почти на 200 миллиардов, что не было
принято.
Фактически несколько месяцев назад в Брюсселе столкнулись две противоположные
логики развития ЕС, и это столкновение вновь вышло наружу в опубликованных
отрывках из отложенного выступления Кэмерона. Соединенное Королевство в который
раз напоминает о приверженности своей позиции сохранения "Европы наций",
предполагающей минимальное наднациональное управление. Лондон не согласен с
вмешательством Еврокомиссии в различные аспекты жизни государства-члена ЕС, с
детальным регулированием из Брюсселя всего и вся. Однако нынешний Председатель
Еврокомиссии Ж.-М. Баррозу, как и многие его сторонники в правительствах стран
Южной и Восточной Европы, напротив, уверены, что мощь единой Европы заключается
именно в максимальном делегировании полномочий в Брюссель и соответственно
получении всяческой помощи оттуда.
За шесть с лишним десятилетий после окончания Второй мировой войны Европа
добилась впечатляющих и беспрецедентных успехов в деле интеграции. Однако
социальная и во многом социалистическая европейская модель оказалась неспособной
достойно встретить жесткие вызовы сегодняшнего дня, связанные с мировым
кризисом, с одной стороны, и выходом на арену новых конкурентоспособных экономик
развивающихся стран, с другой. Обострение разногласий внутри Евросоюза по
вопросам внутриевропейской политики в этих условиях вполне естественно и
логично. Вопрос в том, насколько далеко могут зайти эти разногласия, если
реального разрешения существующих финансово-экономических проблем пока не
просматривается, а к ним лишь добавляются опасные проблемы обострения
сепаратизма то тут то там.
В последнее время аналитики предрекали драматические последствия для Европы в
случае выхода Греции из зоны евро. Очевидно, что уход Великобритании из ЕС –
сценарий куда более катастрофический. Он точно не будет уходом «по-английски» -
его увидят и ощутят не только во всей Европе, но и во всем мире. И вряд ли он
принесет немедленную выгоду какой-либо из сторон. Поэтому пока в такой сценарий
поверить довольно трудно, хотя страсти вокруг проблем участия Великобритании в
ЕС в ближайшее время явно не улягутся.
Алексей Портанский – профессор факультета мировой экономики и мировой
политики НИУ ВШЭ
21.01.2013
© Информационный сайт политических комментариев
"Политком.RU " 2001-2012
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №77-4579 от
21.05.2001
При полном или частичном использовании материалов ссылка на
"Политком.RU " обязательна
|