Украинская ставка
Статья профессора кафедры торговой политики факультета мировой экономики и
мировой политики А.П.Портанского.
Опубликовано на
сайте ПОЛИТКОМ.RU, 30 мая 2013.
31 мая в Минске на заседании Совета глав правительств СНГ должен быть подписан
Меморандум о взаимодействии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) — основного
рабочего органа Таможенного союза — с Киргизией и Украиной. Двумя днями ранее,
29 мая, в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета в Астане
главы государств ТС — Казахстана, РФ и Белоруссии — поддержали намерение
Киргизии присоединиться к объединению и намерение Украины получить статус
наблюдателя.
Формально главным итогом заседания Высшего Евразийского экономического совета в
Астане стала договоренность президентов России, Белоруссии и Казахстана о том,
что с 2015 г. на территории Евразийского экономического союза будут действовать
четыре свободы – движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Однако именно
новость о возможных шагах по сближению Украины с Таможенным союзом вызывает
наибольший интерес и содержит определенную интригу.
Как известно, Москва давно зовет Киев в Таможенный союз на правах полноправного
члена, обещая реальные экономические блага в виде пониженной цены на газ и иных
преимуществ. В ответ Киев неоднократно, но пока безуспешно, предлагал для своего
участия формулу «3+1», которая не устраивает Кремль и лидеров государств
Таможенного союза в целом. Тем временем Украина готовится к важнейшему для нее
событию – намеченному на ноябрь этого года подписанию Соглашения об Ассоциации с
ЕС, предусматривающему и создание зоны свободной торговли между двумя сторонами.
Соглашение об Ассоциации требует выполнения ряда критериев, один из которых –
установление привилегированных отношений между ЕС и ассоциируемой страной.
Украину уже предупредили из Брюсселя, что, во-первых, не потерпят ее участия в
какой-либо иной интеграционной группировке и, во-вторых, если соглашение об
Ассоциации не будет подписано этой осенью, то оно вероятно уже не будет
подписано никогда. Нет сомнения, что Киев, для которого сближение с Евросоюзом
является стратегической целью, достаточно серьезно относится к подобным
предостережениям. Тогда возникает вопрос – каковы истинные цели и намерения
Киева на российском или евразийском направлении?
По словам советника президента РФ и заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС
Сергея Глазьева, Украина подала заявку на получение статуса наблюдателя при
Высшем Евразийском экономическом совете, что в перспективе подразумевает
присоединение республики к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана и
впоследствии к Евразийскому экономическому союзу. Однако подобной интерпретации
происходящего придерживаются не все. Более близкими к истине выглядят слова
пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, уточнившего, что по
итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета в среду в Астане
«было подписано решение, в соответствии с которым главе Евразийской
экономической комиссии Виктору Христенко поручено проработать и в Минске
подписать с премьером Украины Николаем Азаровым меморандум. Этот документ
«зафиксирует стремление Украины ориентироваться на интеграционные процессы».
Иными словами, пока есть лишь намерение предоставить Киеву статус наблюдателя в
формирующемся Евразийском экономическом союзе. Само же решение о предоставлении
этого статуса может быть принято главами государств России, Казахстана и
Белоруссии в лучшем случае в конце этого года, что, похоже, вполне устраивает
украинского президента. В самом деле, это дает возможность Виктору Януковичу
заявить европейским партнерам при подписании соглашения об Ассоциации с ЕС в
ноябре этого года в Вильнюсе, что на деле никакого сближения с Таможенным союзом
России, Казахстана и Белоруссии нет, как нет и статуса наблюдателя, и будет он
или нет, пока, мол, неизвестно. Можно при этом добавить, что Украина давно имеет
статус наблюдателя в Евразийском Экономическом Сообществе, а поскольку вместо
него с 2015 г., как ожидается, будет Евразийский Экономический Союз, то речь
всего лишь идет о сохранении статуса. Такой, судя по всему, будет украинская
версия происходящего «для Брюсселя». В действительности же Украина вовсе не
хотела бы выпасть из интеграционных процессов, о чем прямо заявил незадолго до
встречи в Астане уполномоченный правительства Украины по вопросам сотрудничества
с Российской Федерацией, государствами-участниками СНГ, ЕврАзЭС и другими
региональными объединениями Валерий Мунтиян. Согласно упомянутому меморандуму
Украина будет иметь возможность принимать участие в качестве приглашенной
стороны в заседаниях на уровне глав государств, глав правительств,
вице-премьеров, а также иметь своего представителя при ЕЭК. По словам Мунтияна,
у Украины самый большой товарооборот именно со странами ТС – 38% всего внешнего
товарооборота. Понятно, что найти другие рынки будет очень сложно, полагает он.
Вместе с тем в Киеве считают, что в Таможенном союзе быть наблюдателем
невозможно, так как в этом объединении не предусмотрен такой статус, кроме того,
ТС не является полноценным экономическим объединением, поэтому речь может идти о
статусе наблюдателя в Евразийском экономическом союзе.
Солидный товарооборот Украины с ТС – серьезная зацепка для Москвы, позволяющая
продолжить обрабатывать Киев с прежней целью полного его втягивания в
интеграционный проект России, Казахстана и Белоруссии. Украинская ставка для
России остается весьма серьезной – без Украины любой интеграционный проект на
постсоветском пространстве с участием России вряд ли может быть успешным. Об
этом уже было не раз сказано, и это хорошо понимают в Кремле. Поэтому
задача-максимум для последнего – не допустить подписания соглашения Украины об
Ассоциации с ЕС. С отдаленным намеком на это в Астане высказались советник
президента РФ Сергей Глазев и первый вице-премьер российского правительства
Игорь Шувалов, заявившие, что на самом деле Украина не сможет одновременно быть
и наблюдателем в Евразийском экономическом совете, и ассоциативным членом ЕС.
Предвидеть сегодня, как именно развернутся события осенью, довольно сложно. С
одной стороны, есть признаки какого-то движения Украины в сторону ТС. Но, с
другой, Киев по сути пока не отходит от своей прежней формулы сотрудничества с
ТС – «3+1».
Алексей Портанский - профессор факультета мировой экономики и мировой политики
НИУ ВШЭ
© Информационный сайт политических комментариев
"Политком.RU " 2001-2012
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №77-4579 от
21.05.2001
При полном или частичном использовании материалов ссылка на
"Политком.RU "
обязательна.
|