Украинская сверхзадача Путина
У серьезного мероприятия может быть задача и сверхзадача. Первая, как правило, подчинена последней. Именно так было и в случае
состоявшегося на днях визита президента Владимира Путина в Украину. За несколько недель до поездки российского лидера в соседнюю
республику было уже понятно, что участие в торжествах по случаю 1025-летия крещения Руси это формальная цель и задача визита, в рамках
которой должна решаться сверхзадача – удержать Украину от окончательного смещения с орбиты Москвы на орбиту Брюсселя.
В Кремле вероятно уже пошел обратный отсчет времени – до момента запланированного на ноябрь с.г. в Вильнюсе подписания Украиной соглашения
об Ассоциации с Евросоюзом остается чуть более трех месяцев. Если это произойдет – а пока никаких серьезных признаков отмены или отсрочки
данного события не просматривается – то на дальнейших планах серьезного включения Украины в схемы интеграции на постсоветском пространстве
можно будет ставить крест. И сейчас, судя по всему, это особенно остро ощутили в российском руководстве. Поэтому нынешний совместный визит в
Киев президента России и патриарха всея Руси вполне выглядел как последняя серьезная попытка воздействия на Украину.
«Мы будем уважать любой выбор наших друзей и братьев... вопрос только в том, как мы договоримся о совместной работе на абсолютно
равноправных, честных и прозрачных условиях», - заявил Владимир Путин на прошедшей 27 июля в Киеве международной конференции «Украинский
выбор». Это означает, что условия совместной работы в случае подписания Украиной соглашения с ЕС и в случае вхождения в Таможенный союз
России, Казахстана и Белоруссии будут совершенно разными. В последнем варианте Украина получает известные преференции в ценах на газ, льготы в
торговле и пр., в первом же, естественно, лишается всех этих благ.
Далее Путин обратил внимание на текущие экономические показатели на постсоветском пространстве. В первом квартале этого года
товарооборот России с Украиной упал более чем на 17%, отметил он. А в странах Таможенного союза этот показатель, по его словам, вырос в
позапрошлом году - на 34%, в прошлом - еще на 11%, а в первом квартале этого года рост составил уже 2-3%, несмотря на спад в мировой
экономике. Здесь, однако, российский президент был не совсем точен – во всяком случае то, что он сообщил не стыкуется с последними сведениями
Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Согласно данным о состоянии торговли Таможенного союза, которые опубликовала в июне с.г. ЕЭК, в первом квартале 2013 г. по сравнению
с аналогичным периодом 2012 г. объем внешней торговли уменьшился на 1,3%. При этом объемы торговли внутри Таможенного союза снизились еще
в большей степени. Основной причиной 10%-го падения эксперты называют снижение торговли нефтью и нефтепродуктами между Россией и
Беларусью из-за замедления экономического роста в мире и, как следствие, в странах Таможенного союза. Кстати, на Украине хорошо осведомлены в
этих цифрах – соответствующие материалы были опубликованы в местной прессе. Путин редко ошибается, когда полагается на свою собственную
память. В данном же случае скорее всего его подвели помощники, которые явно перестарались, решив «улучшить» показатели и оказав тем самым
президенту медвежью услугу.
В остальном российский президент был вполне искренен и далеко не безразличен, когда говорил о длительной совместной истории, об общей
культуре, о духовном единении двух народов и т.д. Все это, безусловно, создает серьезные предпосылки для самого тесного сотрудничества и
сближения в будущем. Однако предпосылки не всегда реализуются в реальные действия.
И украинский, и российский лидеры – оба оказались нынче в непростой ситуации. Перед Виктором Януковичем стоит задача по-прежнему
балансировать на двух стульях. При этом курс на подписание соглашения об Ассоциации с ЕС остается четким и неизменным. Что касается
Таможенного союза, то здесь у Киева пока нет иного варианта, как продолжать уговаривать Москву на поддержание формулы сотрудничества «3
+ 1», что со временем будет все меньше и меньше устраивать последнюю.
Ситуации Владимира Путина сложнее и драматичнее. Существующий Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии так и останется
неполноценным и слабым интеграционным проектом, если к нему не присоединится в полной мере Украина. Ибо лишь локомотив в составе России и
Украины способен придать необходимую мощь региональной интеграции. Исторический опыт ЕС, где таким локомотивом выступили в свое время
Германия и Франция, убедительное тому подтверждение.
Успех интеграционного проекта для Москвы означает нынче не только создание мощного экономического (а, следовательно, и
политического) центра в посткризисном мире наряду с США, Китаем и ЕС. Для Владимира Путина успех такого проекта стал бы, пожалуй, наиболее
реальным и сильным аргументом, оправдывающим его 12-летнее пребывание у власти. Аргументом, перед которым были бы вынуждены замолчать его самые
непримиримые оппоненты. Ради этого можно ставить перед собой сверхзадачи.
Статья профессора кафедры торговой политики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ Высшая Школа Экономики Алексея Павловича Портанского.
Опубликовано на сайте ПОЛИТКОМ.RU, 29 июля 2013.
|