«Новые рубежи»
Статья декана факультета мировой экономики и мировой политики, д.и.н.,
профессора С.А.Караганова. //Опубликовано в газете "Московские новости" от
10.08.2013.
Почему так важно понять, кто мы и куда идем
Но проблема, кто мы, с какой своей историей себя ассоциируем, являемся ли
самостоятельной, но периферийной частью Европы и хотим ли ею быть, стоит. Как
стоит и вопрос о связи с нашей собственной культурой. Великая литература XIX —
начала ХХ века, крупнейший вклад в мировую цивилизацию, стала выходить из
российского общественного оборота. Большинство даже думающих людей не ощущает
связи нашей культуры с античной. А ведь в последней заложен генетический код
нашей цивилизации, в том числе поведенческие модели, воспроизведенные и развитые
в христианстве. Как мы можем понять Пушкина, не понимая, что он вырос на
античной истории и культуре?
«МН» продолжают публикацию разных аспектов темы, которая станет главной на
юбилейном заседании клуба «Валдай», намеченном на сентябрь, — российской
идентичности. В прошлом приложении «Большая политика» эксперты говорили о
настроениях в элитах и строили прогнозы, куда двинется Россия в ближайшие годы,
исходя из ценностных приоритетов этих групп людей, принимающих решения.
Сегодняшние материалы посвящены тому, на чем вообще Россия может строить новые
ценности и идеи и почему так опасны заигрывания с консервативными настроениями
некоторых социальных групп российских граждан.
Еще более остро стоит вопрос о том, какими мы хотим быть и куда (большинство
российской элиты, населения) хотим идти. Один из популярнейших ответов: мы
слишком разные и не договоримся. Разве можно договориться с «ними»?
«Болотниками»? Коррумпированными авторитаристами? Националистами? Если такой
ответ останется преобладающим и элиты не найдут в себе мозгов и чувства
самосохранения, чтобы начать договариваться на основе общей программы, наше
обычно малопредсказуемое будущее станет предсказуемым. Мы станем нацией
самоубийц, обрекающих себя и страну на застой, деградацию и новый развал.
С советской идентичностью с грехом пополам расстались. А нового, кроме
единственной на сегодня национальной идеи — памяти о Великой Отечественной
войне, не создали
Главная проблема современной российской идентичности или ее отсутствия —
трагическая история российского XX века, когда над народом был совершен
безбожный эксперимент, а большинство ему не воспротивилось. Уничтожалась вера,
совесть, честь, человеческое достоинство, чувство сопричастности с великой
историей и его носители — священнослужители, аристократия, интеллигенция,
трудовое крестьянство. По сути, лучшее и лучшие.
Советский Союз создал свою идентичность, в которой было и немало хорошего. Но он
развалился. Социалистическая экономика советского образца оказалась
неработоспособной. После развала нужно было выживать. Выжили чудом.
Выживание не предрасполагало к творческим поискам новой идеологии нации. Да и
само слово «идеология» вызывало тяжелую оскомину после 70 лет коммунизма. Было
как бы решено, что само общество, народ родит себе новую идентичность и новую
идеологию. Не получилось. С советской идентичностью с грехом пополам расстались.
А нового, кроме единственной на сегодня национальной идеи — памяти о Великой
Отечественной войне, не создали.
И до сих пор ни общество, ни власть, ни интеллектуальная элита не нашли идей,
объединяющих страну и движущих ее вперед. Была успешная реставрация государства,
которая была дополнена идеей «вставания с колен» и идиотизмом «великой
энергетической державы». Затем все увлеченно заговорили о модернизации,
предпочитая не замечать убыстряющейся демодернизации и не вкладывая в
образование и людей.
Отсутствие сформулированной национальной идеи, устремленной вперед и разделяемой
большинством элиты, выгодно части этой элиты, предпочитающей воровать, не
связывающей себя с будущим страны или не способной думать о нем.
Но экономический рост затихает. Общественное недовольство подспудно растет,
элиты разделены, часть их просто уезжает или вывозит деньги и детей.
В недавней истории уже был похожий период — рубеж 1970–1980-х годов. Правящая
элита благоденствовала, интеллигенция тихо ненавидела власть, но жила по
советским меркам комфортно. Часть недовольных уезжала. Народ безмолвствовал. И
никто уже ни во что не верил. Все надо всем издевались. Советская идентичность
умирала. Затем посыпались нефтяные цены, и страна развалилась.
Кое-какие дебаты в стране все-таки ведутся. Но они разнонаправленны, и их
сторонники не хотят вести диалог.
«Соборники» верят в особую русскую духовность, коллективизм. Запад — враг,
Россия — наследница Византии. Во внешнеполитическом отношении — ориентация на
всех противников Запада, в том числе на мусульманские государства. До начала
2000-х — еще на Китай. Но теперь боятся и его.
На смену «соборникам» идут идеологи «русской доктрины»: традиционные
православные ценности, но в модернизированном варианте — с упором на успех в
жизни земной и на умеренный национализм. «Особый коллективизм» русских
обоснованно отвергается. «Русскую доктрину» поддерживает, видимо, нынешнее
относительно модернистское руководство РПЦ.
Сторонники и «соборности», и «русской доктрины» не жалуют европейский период
русского развития. Но вторые приемлют Россию со всей ее историей. Если первые
почти однозначно позитивно относятся к сталинскому периоду русской истории, то
вторые более осторожны. Первые представляют неконкурентоспособные круги
российского общества, вторые ориентируются на мелкую и среднюю национальную
буржуазию. Эта школа, видимо, имеет будущее, хотя в ней немало устремленности в
никогда не существовавшее далекое прошлое.
Растут ультранационализм и ксенофобия. Они мало представлены в формальной
интеллектуальной сфере, но мощно присутствуют в блогосфере и общественном
сознании. Лозунг «Россия для русских», неприятие не только Запада, но и всего
внешнего мира. Среди россиян, придерживающихся этих взглядов, особенно сильны
настроения против кавказцев, выходцев из Азии. Заметен и антисемитизм, ушедший
из риторики националистов, в той или иной степени ориентирующихся на власть.
Три четверти российских граждан — за национализацию крупной частной
собственности, при этом никто не может сформулировать, что такое «крупная»
Пытается возрождаться неоимперская (она же неосоветская) школа. Ее главный
тезис: Россия не может существовать без империи. Смысл существования — в
восстановлении бывшего Советского Союза, в том числе с опорой на военную силу.
Вокруг враги, война неизбежна, к ней нужно готовиться. Требуется
огосударствление всей крупной частной собственности. По сути, предлагается
вернуться на путь военно-экономической мобилизации, который уже раз погубил
страну. С этой школой власть заигрывает, но она малоперспективна и слишком
нереалистична.
Все более явно растет популярность левых идей. Причины очевидны: нелегитимность
крупной собственности из-за приватизации без права, несправедливость социальной
и политической системы, слабость социальных лифтов для активной части населения,
отсутствие понятной и приемлемой для большинства стратегии развития. «Новая
левая» концепция еще находится в тени «старых левых» — коммунистов, ее мощно
подавляют, но у нее, видимо, есть перспективы.
Три четверти российских граждан — за национализацию крупной частной
собственности, при этом никто не может сформулировать, что такое «крупная». По
опыту знаем — та, что крупнее моей, то есть при полностью демократических
выборах мы можем получить новую социалистическую революцию.
Либерально-западническое крыло политиков и интеллектуалов, не готовых к жесткой
оппозиции, предлагает мечты о том, какой бы хотелось видеть Россию, и критикует
власть за авторитаризм. Однако не обращает внимания на реальное состояние страны
и народа, ориентируется на недостижимый идеал и на продвинутое меньшинство. Как
и прежде, предлагается равнение на Европу, но та потеряла часть
привлекательности, находится в поиске самой себя. Неясно, на какую Европу
ориентироваться — нынешнюю, отходящую от христианства в сторону политкорректных
ценностей тотального равноправия и общества потребления или ту, что была раньше,
с динамичной социальной рыночной экономикой, элитистской демократией и без
диктата меньшинств, или на ту, что появится в результате нынешнего системного
кризиса?
Главное, хотя и не сформулированное в официальной политике — умелое поддержание
раскола элит и общества, их пропагандистское отвлечение от действительно важных
проблем
Правое большинство «креативной» оппозиции предлагает всеобщую демократию и почти
тотальное отторжение власти, любых ее инициатив, бойкот тех, кто из соображений
выгоды или разума готов к сотрудничеству с ней. Пока эта фронда, несмотря на
высокое качество и уровень образования участвующих в ней людей, не предлагает
никакой альтернативы политике властей или ее отсутствию, потому и проседает.
Правящие же верхи не предлагают ни очевидной стратегии развития, ни внятного
идеологического проекта. Главное, хотя и не сформулированное в официальной
политике — умелое поддержание раскола элит и общества, их пропагандистское
отвлечение от действительно важных проблем. Одновременно усиливаются элементы
реакции и пока точечные, но все более расширяющиеся репрессии. Особую тревогу
вызывает то, что, стремясь ограничить оставшееся от 90-х внешнее влияние на
внутреннюю ситуацию, власть де-факто давит один из важнейших источников развития
— самодеятельные общественные организации граждан.
И все эти направления мысли пронизывает тотальный пессимизм.
Национальная идея нужна, нужна выработка в себе и восстановление духовной связи
со своей страной. Необходимо преодолевать «хаос в головах» и самоедское
недоверие, вырабатывать в себе идентичность, устремленную в будущее, но
основанную на реалистическом понимании слабых и сильных сторон, своих корней.
Толчок этим поискам и призваны дать дебаты на юбилейной сессии Валдайского
клуба, который в десятый раз организуется РИА Новости и СВОП. Спорить будут в
основном россияне. Иностранные участники оценят реалистичность и уровень
российских споров, поделятся своим опытом и проблемами. Ведь кризис идентичности
испытывают почти все: китайцы, европейцы, даже американцы.
Но для России проблема стоит гораздо острее. Без понимания, кто мы и куда хотим
идти, мы в лучшем случае обречены на уже начавшееся ослабление своих позиций в
мире, в худшем, выглядящем все более реалистичным, — на повторение рубежа не
1970–1980-х, а 1980–1990-х годов.
//Опубликовано в газете "Московские новости" от 10.08.2013.
|