«Зачем нужна национальная идентичность»
Статья декана факультета мировой экономики и мировой политики, д.и.н.,
профессора С.А.Караганова. //Опубликовано на сайте РИА Новости 19.08.2013.
Проблема определения того, кто мы, с какой своей историей мы себя ассоциируем,
являемся ли мы самостоятельной, но периферийной частью Европы и хотим ли ей
быть, стоит. Как стоит и вопрос о нашей связи с нашей собственной культурой.
Во время дискуссии на прошлогодней юбилейной – двадцатилетней — Ассамблее Совета
по внешней и оборонной политике (СВОП) ее некоторые российские участники
высказались за то, чтобы члены организации занялись бы определением российской
идентичности. Значительной части своповцев, справедливо причисляющих себя к
просвещенной части российской элиты, идея показалась дурным тоном. Ведь до сих
пор поисками идентичности занимались самые кондовые и консервативные российские
интеллектуалы.
Но проблема определения того, кто мы, с какой своей историей мы себя
ассоциируем, являемся ли мы самостоятельной, но периферийной частью Европы и
хотим ли ей быть, стоит. Как стоит и вопрос о нашей связи с нашей собственной
культурой. Великая литература XIX – начала ХХ века, крупнейший вклад России в
мировую цивилизацию, стала выходить из российского общественного оборота.
Большинство даже думающих людей не ощущает связей нашей культуры с античной. А
ведь в последней заложен генетический код нашей цивилизации, собственной
культуры, в том числе поведенческие модели, воспроизведенные и развитые в
христианстве. А как мы можем понять величайшего русского писателя Пушкина, не
понимая, что он вырос на античной истории и культуре?
Еще более остро стоит вопрос о том, какими мы хотим быть и куда мы (большинство
российской элиты, населения) хотим идти. Один из популярнейших ответов известен:
мы слишком разные, и не договоримся. И разве можно договориться с "ними"?
Болотниками? Коррумпированными авторитаристами? Националистами? Если такой ответ
останется преобладающим, и элиты не найдут в себе мозгов и чувства
самосохранения, чтобы начать договариваться на основе какой-то общей программы,
наше обычно малопредсказуемое будущее станет предсказуемым. Мы станем нацией
самоубийц, обрекающих себя и свою страну на застой, деградацию и новый развал.
Конечно, главная проблема современной российской идентичности или ее отсутствия
– трагическая российская история XX века, когда над народом был совершен
безбожный эксперимент, а большинство ему не воспротивилось. Когда уничтожались
вера, совесть, честь, человеческое достоинство, чувство сопричастности с великой
историей и его носители – священнослужители, аристократия, интеллигенция,
трудовое крестьянство. По сути все лучшее и лучшие.
Советский Союз создал свою идентичность. В ней было и немало хорошего. Но он
развалился. Социалистическая экономика советского образца оказалась
неработоспособной.
После развала нужно было выживать. Выжили чудом. Не устану повторять:
единственно "правильным" политологическим объяснением того, что мы не сорвались
в новую кровавую гражданскую войну и не совершили в прошлое двадцатилетие
окончательного национального самоубийства, является, с моей точки зрения, то,
что Всевышний простил народу страшный грех коммунизма.
Выживание не предрасполагало к творческим поискам новой идеологии нации. Тем
более что само слово «идеология» вызывало тяжелую оскомину после семидесяти лет
коммунизма. Было как бы решено, что само общество, народ родит себе новую
идентичность и новую идеологию. Не получилось. С советской идентичностью с
грехом пополам расстались. А нового, кроме единственной на сегодня национальной
идеи – памяти о Великой Отечественной войне – не создали.
И до сих пор ни общество, ни власть, ни интеллектуальная элита не нашли идей,
объединяющих страну, движущих ее вперед. Была успешная реставрация государства,
которая была дополнена идеей "вставания с колен" и идиотизмом "великой
энергетической державы". Затем все увлеченно заговорили о модернизации, не
вкладывая в образование и людей и предпочитая не замечать ускоряющейся
демодернизации страны.
Отсутствие сформулированной национальной идеи, основанной на идентичности,
устремленной вперед и разделяемой большинством элиты, выгодно части этой элиты,
предпочитающей воровать, и не связывающей себя с будущим страны или не способной
думать о нем.
Но экономический рост затихает. Общественное недовольство подспудно растет,
элиты разделены, часть их просто уезжает или вывозит деньги и детей.
В недавней истории уже был очень похожий период – рубеж 1970-1980-х гг. Правящая
элита благоденствовала, интеллигенция тихо ненавидела власть, но жила по
советским меркам комфортно. Часть недовольных (евреи) уезжали. Народ
безмолвствовал. И никто уже ни во что не верил. Все надо всем издевались.
Советская идентичность умирала. Затем посыпались нефтяные цены, и страна
развалилась.
Кое-какие дебаты в стране все-таки ведутся. Но они разнонаправлены, и их
сторонники не хотят вести диалог.
"Соборники" верят в особую русскую духовность, коллективизм. Запад — враг,
Россия – наследница Византии. Во внешнеполитическом отношении – ориентация на
всех противников Запада, в том числе на ислам и мусульманские государства. До
начала 2000-х – еще и на Китай (в этой группе были сильны коммунисты). Но теперь
боятся и его.
На смену уже совсем оторванных от жизни "соборников" идут идеологи "русской
доктрины". Они опираются на традиционные православные ценности, но в
модернизированном варианте с упором на успех в жизни земной и на умеренный
национализм. "Особый коллективизм" русских обосновано отвергается. "Русскую
доктрину" поддерживает, видимо, нынешнее относительно модернистское руководство
РПЦ.
Сторонники и "соборности", и "русской доктрины" не жалуют европейский период
русского развития. Но вторые приемлют Россию со всей ее историей. Если первые
почти однозначно позитивно относятся к советскому, "сталинскому" периоду русской
истории, то вторые более осторожны. Первые представляют просто
неконкурентоспособные круги российского общества, вторые ориентируются на мелкую
и среднюю национальную буржуазию. Эта школа, видимо, имеет будущее, хотя в ней
немало устремленности в никогда не существовавшее далекое прошлое.
Растут ультранационализм и ксенофобия. Они мало представлены в формальной
интеллектуальной сфере, но мощно присутствуют в блогосфере и общественном
сознании. Лозунг – "Россия для русских", неприятие не только Запада, но и всего
внешнего мира. Среди россиян, придерживающихся этих взглядов, особенно сильны
настроения против "кавказцев", выходцев из Азии. Заметен и антисемитизм, ушедший
из риторики националистов, в той или иной степени ориентирующихся на власть.
Пытается возрождаться неоимперская (она же неосоветская) школа. Ее главный
тезис: Россия не может существовать без империи. Смысл существования – в
восстановлении бывшего Советского Союза, в том числе и с опорой на военную силу.
Вокруг враги, война неизбежна, к ней нужно готовиться. Все силы на оборону,
развитие армии и ОПК. Требуется огосударствление всей крупной частной
собственности. Т.е. по сути, предлагается вернуться на путь военно-экономической
мобилизации, который уже раз погубил страну (СССР). С этой школой власть
заигрывает, но она малоперспективна, слишком очевидно нереалистична.
Все более явно растет популярность левых идей. Причина очевидна – нелегитимность
крупной собственности из-за приватизации без права, несправедливость социальной
и политической систем, слабость социальных лифтов для активной части населения.
Отсутствие понятной и приемлемой для большинства стратегии развития.
"Новая левая" концепция еще не оформилась в самостоятельное течение, находится в
тени "старых левых" – коммунистов. Ее мощно подавляют, но у нее, видимо, есть
сильные перспективы. Три четверти российских граждан — за национализацию крупной
частной собственности. При этом, что такое "крупная" — сформулировать никто не
может. По опыту знаем: вся, что крупнее моей. Т.е. при полностью демократических
выборах мы можем получить новую социалистическую революцию.
Либерально-западническое крыло политиков и интеллектуалов, не готовых к жесткой
оппозиции, предлагает мечты о том, какой бы хотелось видеть Россию, и критикует
власть за авторитаризм. Однако не обращает внимания на реальное состояние страны
и народа, ориентируется на недостижимый идеал и только на продвинутое
меньшинство.
Как и прежде, предлагается равнение на Европу. Но та потеряла часть
привлекательности, находится в поиске самой себя. И теперь неясно, на какую
Европу ориентироваться. Нынешнюю, отходящую от христианства в сторону
политкорректных ценностей тотального равноправия и общества потребления? Или ту,
что была раньше, – с динамичной социальной рыночной экономикой, элитистской
демократией и без диктата меньшинств? Или на ту, что появится после глубокой
адаптации в результате нынешнего системного кризиса?
Правое большинство "креативной" оппозиции предлагает только всеобщую демократию
и почти тотальное отторжение власти, любых ее инициатив и бойкот тех, кто из
соображений выгоды или разума готов к сотрудничеству с ней. Пока эта фронда,
несмотря на высокое качество и уровень образования участвующих в ней людей, не
предлагает никакой альтернативы политике властей или ее отсутствию. Поэтому и
проседает.
Правящие же верхи не предлагают ни очевидной стратегии развития, ни внятного
идеологического проекта. Главное, хотя и несформулированное в официальной
политике – умелое поддержание раскола элит и общества, их пропагандистское
отвлечение от действительно важных проблем. Одновременно усиливаются элементы
реакции и пока точечные, но все более расширяющиеся репрессии. Особую тревогу
вызывает то, что, стремясь ограничить оставшееся от 1990-х гг. внешнее влияние
на внутреннюю ситуацию, власть де-факто давит один из важнейших источников
развития, – самодеятельные общественные организации граждан (СОГ), которые иначе
еще называются НПО или НКО.
И все эти направления мысли пронизывает тотальный пессимизм.
Так что национальная идея нужна, нужна выработка в себе и восстановление
духовной связи со своей страной. Необходимо преодолевать "хаос в головах" и
самоедское недоверие, вырабатывать в себе идентичность, устремленную в будущее,
но основанную на реалистическом понимании своих слабостей и сильных сторон,
своих корней.
Толчок этим поискам и призваны дать дебаты на юбилейной сессии Валдайского
клуба, который в десятый раз организуется РИА «Новости» и СВОП. Спорить будут в
основном россияне. Иностранные участники оценят реалистичность и уровень
российских споров и поделятся своим опытом и проблемами. Ведь кризис, хотя и
свой, идентичности испытывают почти все – и китайцы, и европейцы, и даже
американцы.
Но для России проблема стоит гораздо острее – без понимания, кто мы и куда мы
хотим идти, мы в лучшем случае обречены на уже начавшееся ослабление своих
позиций в мире. А в худшем – выглядящем все более реалистичным — на повторение
уже не рубежа 1970-1980х гг., а рубежа 1980-1990-х гг.
|