|
 
Логин:      Пароль:     
Вернуться

Бразильская демократия: от Лулы до Дилмы

4 октября 2013 года ведущие ученые из Института Латинской Америки РАН совместно с представителями Ибероамериканского сектора ЦКЕМИ факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, МГИМО и Центра программ по изучению Бразилии (Оксфорд, Великобритания) провели круглый стол на тему: «Траектория бразильской демократии: от Лулы до Дилмы». С основным докладом выступил директор Центра программ по изучению Бразилии, профессор Оксфордского университета Тимоти Пауэр.

Актуальность этой встречи определяется, прежде всего, тем, что политические процессы, происходящие в Бразилии в течение двух последних десятилетий, являются ярким примером перехода от авторитаризма к демократии. Несмотря на то, что общий уровень участия населения в политической жизни не очень высок, Бразилия заняла 41 место в общемировом рейтинге демократического развития (между Венгрией и Литвой) и получила общую оценку в 7,38 из 10 баллов, продемонстрировав серьезные достижения в области избирательного процесса [1] . Показательно, что и в области соблюдения гражданских свобод ее показатели оказались выше американских (9,41 балла, в то время как США имеет только 8,53 балла) [2] . Также и по уровню политического плюрализма она набрала 9,58 из 10 баллов, обогнав США с их 8,75 баллами [3] . Так, например, убедительным доказательством политического плюрализма может служить присутствие в Палате Депутатов Национального конгресса (Câmara dos Deputados do Congresso Nacional do Brasil) двадцати четырех (!) партий, в том числе Зелёной партии (Partido Verde) и Коммунистической партии (Partido Comunista do Brasil ). Впрочем, 87 из 513 членов Палаты принадлежат к Партии трудящихся (Partido dos trabalhadores – PT), которая стала самой многочисленной партией в Конгрессе. [4] С 2002 года представители этой партии одерживали победы на президентских выборах: Луис Инасиу Лула да Силва в 2002 и 2006, а в 2010 году – Дилма Вана Русеф. Несмотря на широкую поддержку президентов населением, особенности политического курса у них были разными.

По оценке Тимоти Пауэра, политика Луиса Инасиу Лула Да Силвы имела ряд общих черты с политикой его предшественника. Правление обоих сводилось к достижению консенсуса по пяти основным пунктам: экономическому, социальному, антикоррупционному (борьба с семейственностью), политическому плюрализму и созданию коалиций, а также развитию международных связей (и Лула да Силва, и Кардозу ранее являлись министрами иностранных дел). Иначе говоря, будучи представителями различных партий (Ф. Кардозу принадлежал к Бразильской социал-демократической партии (Partido da Social Democracia Brasileira – PSDB), и тот и другой проводили практически одинаковую как внешнюю, так и внутреннюю политику, однако по-разному выбирали пути достижения поставленных целей. В итоге, к концу 2000-ых годов в Бразилии наблюдались значительный рост ВВП на душу населения (с 4744 дол. в 1997 году и до 10952 дол. в 2011 г.), высокие темпы роста экономики (7,5% роста в 2009 году), рост доходов бедняков [5][6] .

И в качестве результата проф. Т.Пауэр упомянул, что за десять прошедших лет 23 миллиона человек, составлявших ранее крайне бедную часть населения, стали представителями нижней части среднего класса (lower middle class), который сейчас называется «новым средним классом» («new middle class»)). Подобный успех в проведении экономической и социальной политик обеспечили партии PT победы как на парламентских, так и на президентских выборах в 2006 и в 2010 году, даже несмотря на громкий коррупционный скандал, связанный с ней, а также с участием в нём союзника Лулы да Силвы Жозе Сарнея (председателя сената) в 2005 году.

Тем не менее, в 2010 году на президентских выборах в два тура снова одержал победу представитель Партии Трудящихся. К власти пришла преемница Лула да Силвы - Дилма Вана Русеф. В молодости она придерживалась марксизма, участвовала в ультра-левом военном движении VAR-Palmares, за что она и была заключена в тюрьму в 1970 году на 3 года, где даже подвергалась пыткам. После освобождения Дилма занялась политической карьерой, вступив в 2000 году в PT и став в 2003 году министром энергетики в правительстве Лулы. Следует отметить, что в 2005, в разгар коррупционного скандала, Русеф была назначена главой Администрации президента вместо замешенного в скандале Жозе Дирсеу.

Исследуя президентские выборы 2010 года, Тимоти Пауэр подчеркнул, ссылаясь на бразильского политолога Андре Синджера, что победа Дилмы Русеф, а также PT была обеспечена за счёт консолидации электората из «нового среднего класса». Он поддержал PT и её представителей, надеясь на получение социальных благ (в том числе совершенствования системы здравоохранения и образования, особенно в северных штатах), рост доходов и социальную поддержку государства. По оценке проф. Пауэра, партия с приходом к власти извлекла некоторые важные для себя уроки. В чем они заключаются?

Во-первых, в том, что партия может добиться успеха только в коалиции с другими партиями (особенно левого и лево-центристского толка), а потому должна укреплять связи с ними.

Во-вторых, широкая коалиция, состоящая из множества партий, может привести к оппортунизму и внутренним противоречиям. Кроме того, возможные проблемы и скандалы в одной из них могут ударить по репутации всей коалиции. Так и случилось при коррупционном скандале 2005 года.

В-третьих, если до прихода к власти PT позиционировала себя прогрессивной партией, выступающей за права различных меньшинств или обделённых слоёв, то затем ей пришлось считаться с особенностями экономической ситуации, а также решимостью общества изменить тактику проведения реформ. Поэтому она становилась все более консервативной.

В-четвертых, оппозиция по-прежнему очень сильна и может при удобном случае прийти к власти. При этом центрами оппозиции стали такие экономически важные штаты, как Сан-Паулу и Минас-Жерайс.

Усвоив эти уроки, партия набрала еще больший политический вес. Безусловно, этот опыт поможет ей оставаться ведущей политической силой Бразилии.

В целом, внутренняя политика Дилмы Русеф во многом продолжает линию Лулы. Особенно важно, что за первые 3 года её правления была продолжена и расширена программа « Bolsa Fam í lia » в рамках курса «Бразилия без нищеты» (Brasil sem Miséria), которая пользуется широкой поддержкой в бразильском обществе и представляет собой финансовую помощь наиболее бедным и незащищённым слоям населения. Однако в области внешней политики, как отметил Т.Пауэр, она оказалась не столь активна, как двое её предшественников (Ф.Кардозу и Л.И.Лула да Силва): Дилма реже появляется на международных встречах, что, впрочем, не мешает Бразилии сохранять и развивать международные связи.

Необходимо отметить, что до недавнего времени поддержка Дилмы Русеф в бразильском обществе была очень высокой: Так, в марте 2013 года она достигла рекордных 79%, однако манифестации, начавшиеся в июне 2013 года, резко понизили доверие народа к власти, что и отразилось на снижении популярности до 31% в июне 2013. [7][8] По мнению Т. Пауэра, возникновение забастовочного движения не может быть объяснено рационально, и такие факторы, как повышение цены на транспорт, а также протест против колоссальных трат на организацию Чемпионата мира по футболу -2014 и летних Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро являются лишь катализаторами, а не причинами. Кроме того, в отличие от подобных демонстраций, произошедших примерно в то же время в Стамбуле и в Каире, бразильские манифестации явно не ставили целью свержение правительства или проведение каких-либо коренных преобразований. Сложность в изучении протестного движения заключается в том, что на демонстрацию вышли вполне обеспеченные и образованные слои населения. Более того, как отметил Т. Пауэр, ни одна из политических партий, по сути, ничего не выиграла от этих манифестаций.

Таким образом, Бразилия за последние двадцать лет существенно продвинулась вперёд как в сфере экономики, так и в сфере политики. Однако траектория демократического развития от начала правления президента Лулы до Дилмы еще не достаточно изучена. Спорным остаются моменты, связанные с соотношением успехов в экономике и социальной сфере с общей политической стабильностью.

Файншмидт Роман



[1] РБК Рейтинг Уровень демократии в мире —

URL: http://rating.rbc.ru/articles/2008/12/10/32237826_tbl.shtml?2008/12/10/32237787 — 05.10.2013

[2] Там же

[3] Там же

[4] CONGRESSO NACIONAL — URL: http://www.congressonacional.leg.br/portal/parlamentar — 05.10.2013

[5] Центр ситуационного анализа и прогнозирования ЦЭМИ РАН — URL:http://data.cemi.rssi.ru/isepweb /covvpdn.asp — 06.10.2013

[6] Мировая экономика и мировые рынки — URL: http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country& count = brazil — 06.10.2013

[7] Último Segundo —URL:http://ultimosegundo.ig.com.br/politica/2013-03-19/popularidade-de-dilma-bate-novo-recorde-e-sobe-para-79-diz-ibope.html — 06.10.2013

[8] Globo — URL: http://oglobo.globo.com/pais/cniibope-dilma-recupera-popularidade-aprovacao-do-governo-sobe-para-37-10176014 — 06.10.2013

Вернуться
Руководство факультета
Декан факультета:
Караганов
Сергей
Александрович
Заместитель декана по учебной работе:
Ковалёв
Игорь
Георгиевич
Заместитель декана по методической работе и кадрам:
Суздальцев
Андрей
Иванович
Заместитель декана по финансовой и административной работе:
Медведев
Денис
Анатольевич
Учебная часть
Форум
перейти на форум декана