ВТО: неотложные реформы
Статья профессора кафедры торговой политики факультета мировой экономики и
мировой политики А.П.Портанского.
Опубликовано на
сайте ПОЛИТКОМ.RU, 4 декабря 2013 года
3 декабря на известном индонезийском курорте, острове Бали, открылась очередная
9-я конференция министров стран-членов Всемирной торговой организации. Этот
форум, который созывается каждые два года, является одним из самых
представительных в мире – как известно, членами ВТО на сегодняшний день являются
159 государств, в том числе Россия (с конца августа 2012 г.). Нынешней
конференции придается особенное значение – все члены организации единогласны в
том, что нельзя больше просто вести переговоры -необходим результат.
Эта мысль была главной в выступлении генерального директора ВТО Роберто Азеведо
на открытии конференции. Система мировой торговли, подчеркнул он, нуждается в
немедленных реформах. Стремление добиться прорыва для руководителя, вступившего
на свой пост лишь три месяца назад, вполне естественно. Однако острейшая
потребность в конкретном результате на переговорах Доха-раунда назрела давно.
«Мы не можем отложить это ни на один день: сейчас или никогда», - заявил Азеведо,
комментируя попытки организации добиться прогресса в рамках Дохийского раунда
торговых переговоров.
Напомним, что торговые переговоры Доха-раунда стартовали в конце 2001 г. и по
плану должны были завершиться подписанием нового пакета соглашений в 2005 г.
Этот этап, получивший название раунда развития, направлен, в первую очередь, на
удовлетворение нужд развивающихся стран, интересы которых, как полагают многие
эксперты, были ущемлены в результате предыдущего Уругвайского раунда,
завершившегося в апреле 1994 г. Первый серьезный симптом кризиса переговоров
Доха-раунда проявился еще в 2003 г., когда возникли серьезнейшие разногласия
между развитыми и развивающимися странами по самой его повестке.
Специфическая сложность переговоров в рамках ВТО состоит в том, что необходимо
договориться по всем пунктам повестки дня, которых с самого начало насчитывалось
более 20. При этом наиболее сложные вопросы связаны с сокращением субсидий на
продукцию агросектора в развитых странах, а также промышленных тарифов. Ближе
всего подойти к договоренностям, устраивающим всех, удалось летом 2008 г., когда
был сформирован так называемый «июльский пакет». Характерной особенностью этого
пакета было согласие ЕС и США на существенное сокращение сельхозсубсидий и
импортных тарифов на сельхозпродукцию в обмен на снижение импортных тарифов на
промышленную продукцию в ведущих развивающихся странах. Однако Китай и Индию не
устроили некоторые технические моменты пакета, но, пожалуй, главной причиной
срыва явился мировой экономический кризис, как раз нараставший в тот момент.
В последние годы участники переговоров в принципе сошлись на мысли о том, что
целесообразно договориться хотя бы по минимальному пакету мер, чтобы не
подвергать раунд опасности окончательного тупика. Такой комплекс договоренностей
и вынесен на рассмотрение участников конференции на Бали. Балийский пакет
предусматривает, в первую очередь, подписание соглашения об упрощении процедур
торговли. Две другие составляющие пакета касаются ограничения экспортных
субсидий и программ поддержки сельского хозяйства, а также обеспечения
продовольственной безопасности, в том числе, посредством ограничений по закупкам
продукции для государственных нужд.
Как заявил член делегации РФ на конференции – главный российский переговорщик по
ВТО М.Ю.Медведков, Россия выступает за продвижение Балийскиго пакета по трем
основным направлениям: упрощение процедур торговли, меры в отношении сельского
хозяйства, поддержка развивающихся стран. В случае достижения договоренностей мы
выиграем, полагает он, - наши экспортеры получат лучшие условия для выхода на
рынки. Если будет подписано соглашение об упрощении процедур торговли, то
снизится размер пошлины, которую уплачивают экспортеры: если сейчас они платят в
среднем 10% от стоимости товара, а будут платить 5%. Снизятся издержки
экспортных операций, повысится конкурентоспособность нашей продукции.
Среди более, чем ста пятидесяти участников, наиболее весомыми считаются мнения
США, ЕС, Китая и Индии. К сожалению, уже в среду министр торговли Индии Ананд
Шарма отверг возможность достижения компромисса по вопросам продовольственной
безопасности, считая, что предлагаемый вариант документа недостаточно
гарантирует учет интересов миллионов индийских крестьян, которые находятся на
грани выживания.
Накануне конференции на Бали большинство стран выступало за достижение
договоренностей, и, в принципе, все уже было практически согласовано. Однако
некоторые страны все-таки сохраняют свою особую позицию. Так, например, в случае
отказа Индии принять условие компромисса по продовольственной безопасности она
может отклонить и другие документы пакета, что будет весьма тревожным сигналом
для всей конференции.
Дело в том, что после 1994 года в ВТО не было принято ни одного сколько-нибудь
значимого правового документа. Поэтому многие эксперты небезосновательно
считают, что если в этот раз министерский форум потерпит неудачу и соглашения не
будут приняты, то в будущем ВТО будет затруднительно выполнять функцию органа,
задающего нормы права. Соответственно значимость этой организации может
понизиться. Конечно, как полагает М.Медведков, ВТО, не развалится и не умрет, но
функции нормотворчества может лишиться.
Российская сторона впервые работает на министерской конференции ВТО не в
качестве наблюдателя, а полноправного участника, т.е. пользуется наравне с
другими правом голоса при принятии решений. Делегацию РФ на Бали возглавляет
министр экономического развития А.В.Улюкаев.
Автор – профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН
|