Европа: окончить холодную войну
Статья декана факультета мировой экономики и мировой политики, д.и.н.,
профессора С.А.Караганова.
Опубликовано в газете
«Известия» от 8.04.2014.
Обсуждение кризиса в отношениях России и Запада крутится вокруг присоединения
Крыма и реакции на него, судьбы Украины, санкций. Рискну утверждать, что это
хоть и важные, но второстепенные вопросы.
Главный же — жесткое намерение Москвы изменить правила игры, которые ей
навязывал Запад последние четверть века. Не сумев, да и не пожелав подстроиться,
Россия отказывается от попыток стать частью Запада.
В силу своей географии, истории и культуры Россия привычно оказалась на хребте
очередного перелома и бросает вызов сложившимся после холодной войны
обстоятельствам фактически уже от имени всего не-Запада, а не в собственном
качестве.
Перелом начался еще в 1990-е года с подъема Азии, но тогда это явление осталось
в тени антикоммунистической революции, которая дала Западу мощную экономическую
и моральную подпитку.
Спущусь с высоты теоретических рассуждений к прочтению конкретных факторов,
приведших к нынешнему кризису.
Главный из них — отказ Запада де-факто и де-юре закончить холодную войну, на
словах завершившуюся четверть века тому назад. Запад систематически расширял
зону своего влияния и контроля — военного и экономико-политическую (расширение
НАТО и ЕС соответственно).
С интересами и возражениями России демонстративно не считались, вели себя с ней
как с побежденной державой. Русские же побежденными себя не считали. России
навязывалась версальская политика в «бархатных перчатках» — без жесткого отъема
территорий или обложения формальными контрибуциями, как с Германией после Первой
мировой войны, но с однозначным указанием России на ее место в международной
системе — весьма скромное.
Эта политика неизбежно порождала подобие «веймарского синдрома» у великой нации,
чье достоинство и интересы попирались.
Особое раздражение у российского политического класса вызывали систематический
обман и лицемерие, когда обещания не выполнялись, а сама идея о наличии в
мировой политике сфер контроля и влияния объявлялась устаревшей и не
соответствующей современным реалиям концепцией.
Между тем Запад «несуществующую» сферу своего влияния планомерно расширял. Знаю:
многие западные коллеги верили или хотели верить в свои слова. Но в России, да и
во всем остальном мире, живущем совсем по другим правилам, они вызывали либо
насмешку, либо недоверие.
Москва предлагала присоединение к западным структурам, их переформатирование в
общеевропейские. Борис Ельцин говорил о желательности членства в НАТО. Этот
вопрос ставил и Владимир Путин, в начале своего правления он безуспешно
предлагал и кардинальное сближение с ЕС. Неизменно негативным был ответ на
многочисленные предложения (от Ельцина до Медведева) заключить новый договор о
европейской безопасности либо о создании единого человеческого, экономического,
энергетического пространства от Ванкувера до Владивостока — Союза Европы, или
Большой Европы.
Если бы такие договоренности воплотились в жизнь, они, помимо прочего,
зафиксировали бы новый статус-кво и прекратили борьбу за передел сфер влияния.
Имитация расширения Евросоюза на Украину была нужна европейцам, чтобы доказать
самим себе и миру, что их проект еще привлекателен и жизнеспособен.
Были и менее уважительные причины украинского наступления ЕС. Некоторые
европейцы и стоящие за ними силы (не буду называть имен и стран, чтобы
ограничить, насколько возможно, участие в нынешней войне обвинений и
контробвинений) хотели насолить Москве, отомстить за поражения прошлого, связать
руки, втянув в кризис. Присутствовало желание снизить внешнеполитическую
капитализацию России, взлетевшую в последние годы за счет сочетания мастерства
дипломатии и политической воли и позволившую стране играть на международной
арене роль, которая кратно превышает ее экономические возможности.
Недавних победителей раздражало демонстративное неприятие Москвой многих
новейших западных ценностей и даже высокомерие руководства страны, еще недавно
униженно просившей милостыни и набивавшейся в ученики. Хотелось «сбить спесь».
Наконец, было и стремление сорвать российский евразийский проект, который
состоял в том, чтобы через вполне вегетарианские Таможенный и затем Евразийский
экономический союзы восстановить в новом, преимущественно экономическом обличье
большую часть пространства Российской империи или СССР и усилить таким образом
свои и партнеров конкурентные позиции в мире, распадающемся на экономические
блоки. Заодно подлечив постоянно разжигавшийся политикой Запада «веймарский
синдром» большей части российской элиты и населения.
И российские государственные деятели, и эксперты предупреждали, что попытка
втащить Украину в западную зону влияния через Соглашение об ассоциации (а за ней
снова замаячила НАТО) обрекает народ страны на бедствия и жертвы, тем более что
противодействие России в данном случае было гарантировано. Но русских не
слушали, стремились продлить инерцию прошлых десятилетий, делая украинцев
пушечным мясом очередной геополитической битвы.
Повторю: глубинной основой кризиса была незаконченность холодной войны,
сохранение в центре Европы геополитически «спорных» территорий. В первую очередь
Украины, но и Молдавии, стран Закавказья. В Европе сохранялась «открытая рана»,
на которую «садилась» любая инфекция.
В России Украина, пусть и независимая, считалась неотъемлемой частью русского
исторического пространства. Колыбелью нашей государственности и цивилизации.
Значительная часть украинского населения исторически тянется к России. За
двадцать с лишним лет после распада СССР на Украине не сложилось
государствообразующей элиты.
Запредельное воровство и коррупция, бедность, безысходность не могли не
раздражать большинство украинцев. И когда их поманили в Европу, даже реально не
предлагая ничего, они захотели поверить, что это возможно. К тому же российская
модель и уровень развития привлекали гораздо меньше.
Очередной правитель — Виктор Янукович — стал разыгрывать карту, которую
использовали все его предшественники: шантажировать Европу и Россию, пытаясь
выбить очередные подачки за демонстрацию «пророссийской» или «проевропейской»
ориентации. На этот раз больше предложила Россия, и он «кинул» Евросоюз.
Униженные рассерженные горожане вышли на майдан. К ним присоединились
подготовленные боевики. Остальное известно. Противостояние закончилась кровавой
бойней. Украина еще глубже провалилась в неуправляемость и экономический
коллапс.
Помимо «открытой раны» важнейшей причиной остроты кризиса вокруг Украины, его
пропагандистской ожесточенности был тупик развития, в котором оказались все его
участники. Европейцы очевидно неспособны в существующих идеологических и
институционных рамках выйти из глубокого комплексного кризиса европроекта.
Кризис выражен по-другому, но очевиден и в США. Россия уже 6 лет после окончания
периода восстановления не может сформулировать для себя ни стратегии развития,
ни национальной цели. Становилось понятно, что при нынешней бюрократии,
коррупции, расколе элит, их непатриотизме, уменьшающейся численности и
ухудшающемся качестве человеческого капитала работающей модели не то что
развития страны, но и удержания ее долгожданного суверенитета обеспечить нельзя.
Похоже, что внешнего врага, толчка, идущего извне кризиса явно или
подсознательно хотели все. На протяжении 2012–2013 годов западная пропаганда
становилась всё более негативной и даже тотальной. И ложилась на горький опыт
последних 20 лет. Пик пришелся на Олимпиаду. У меня, как, полагаю, и у других,
гораздо более официальных наблюдателей, сложилось однозначное впечатление. Запад
готовится к новому туру политики сдерживания и отбрасывания по модели холодной
войны. И России в этой ситуации терять собственно нечего. Не исключаю, что такой
вывод отражает традиционную русскую идиосинкразию насчет внешней угрозы.
Россия подготовилась. Промежуточные результаты оказались благоприятны. Мастерски
присоединен Крым. Захвачена и удерживается инициатива. Не признано руководство,
пришедшее в результате переворота. Оставлена возможность непризнания будущих
выборов, если они (почти неизбежно) будут проводиться в условиях беззакония,
угроз со стороны вооруженных крайне правых. Не отвергнута теоретическая, но
подкрепленная решениями парламента возможность направления на Украину
вооруженных сил в случае массового и кровавого насилия.
Москва, похоже, на этот раз решила не отступать, пока не добьется цели. Среди
целей России, надеюсь и полагаю, не просто духоподъемное воссоединение с Крымом
или тем более иными землями, временно укрепляющее легитимность власти. Основная
цель — завершить неоконченную холодную войну, которую Запад де-факто продолжал
вести. И в оптимальном варианте — даже заключение мирного договора на выгодных
условиях. Программа-минимум — создание условий, делающих невозможным или
запретительно затратным дальнейшее одностороннее распространение зоны влияния и
контроля Запада на регионы, которые Москва считает жизненно важными для своей
безопасности.
В число целей Москвы входит и сохранение, насколько возможно, единой (уже без
Крыма) федеративной Украины. Только такое устройство позволило бы сохранить хотя
бы формальную целостность государства с его языковыми, культурными,
экономическими различиями и почти без исторической памяти реальной
государственности.
Я не уверен в жизнеспособности украинского государства даже в его нынешних,
немного усеченных уходом Крыма, границах. Им управляет недееспособная и
безответственная элита, никакого обновления которой, судя по фаворитам
президентских выборов, не ожидается. Но развал, особенно насильственный, несет
запредельные риски и издержки для всех украинцев, россиян, других европейцев.
Ведь на территории Украины — 15 энергоблоков, множество опасных производств,
уязвимых и предельно изношенных систем жизнеобеспечения.
Среди целей нынешней линии Москвы в евро-украинском кризисе — желание обеспечить
условия реально выглядящей внешней угрозы для жестких реформ, в том числе борьбы
с бюрократией, офшорной аристократией, сытым засыпанием всех — антилиберальных и
либеральных элит. Тех, что за последние годы не смогли предложить дееспособной
программы развития страны.
У части российской элиты, вероятно, есть и программа-максимум — воссоединение в
той или иной форме с большей частью Украины. Думаю, что она нереалистична и
недопустима дорога. Во всяком случае, пока Россия не станет богатым эффективным
государством и привлекательным обществом, присоединиться к которому захочет
большая часть жителей Украины. Пока, полагаю, хватит Крыма, окончания холодной
войны в Европе и начала, наконец, нового раунда реформ, включая ударную
либерализацию условий для малого и среднего бизнеса, создание независимых судов,
эффективно защищающих частную собственность, жесточайшую борьбу с коррупцией,
вложения в образование, молодежь, упор на улучшение качества человеческого
капитала нации, определяющего конкурентоспособность стран и обществ в мире.
Только такой сценарий позволит эффективно использовать новую, обретенную
благодаря крымскому подъему, легитимность российского руководства и сделает
инструментально полезной риторику о необходимости противостоять «враждебным
силам на Западе».
Такой сценарий обеспечит де-факто превалирующие позиции России на востоке и
юго-востоке Украины, полуавтономию западным территориям. Но он станет возможен,
только когда и если Москва и Берлин, Россия и Евросоюз поймут бессмысленность и
контрпродуктивность борьбы с нулевой суммой. И начнут не сражаться за
одностороннее включение Киева в зону своего влияния.
А, наоборот, совместно спасать Украину, превращая ее, как и другие сходные
территории, из яблока раздора в инструмент сближения. Это и гуманная миссия.
Элиты стран, за которые велась борьба, лишатся возможности, играя на
противоречиях между Россией и Западом, провозглашая то «пророссийский», то
«прозападный» курс, грабить и унижать свои народы. Придется, наконец, заняться
развитием.
Пока, разумеется, на фоне взаимной ругани и угроз мои мечты о Союзе Европы,
заканчивающем холодную войну и закладывающем основу для слияния мягкой и
технологической силы Европы и ресурсов, жесткой силы и воли России, выглядят
прекраснодушными. Хотя объективно и рационально такая интеграция выгодна России,
она будет препятствовать ее дальнейшему отрыву от материнской — европейской —
цивилизации. Выгодна она и Европейскому союзу, не способному без новой цели
развития вырваться из своего внутреннего кризиса, обрекающего ее на
международную третьесортность. И миру — появился бы третий в дополнение к Китаю
и США столп будущего миропорядка, делающий последний гораздо более устойчивым.
Может быть, отрезвит украинская встряска, которая далеко еще не закончена и
почти неизбежно несет в себе новые драматические повороты? Понятно, что на
обозримое будущее Россия отбросила надежды на вхождение в Запад. Но еще не
сделала выбора в сторону анти-Запада и тем более — в сторону антиевропеизма.
И самое главное. Будет уже не международной, а российской драмой, может быть,
даже настоящей трагедией, если кризис в отношениях с Западом, созданный Москвой
во многом сознательно, не приведет к курсу на серьезные реформы, убыстряющие
развитие, дающие перспективу стране и людям. Или если увлечение Крымом отвлечет
от начатого, но затухающего на глазах, хотя и так запоздавшего на десятилетие
экономического поворота к Азии через новое освоение Сибири и Дальнего Востока.
Страна уже не использовала для реформ кризис 2008–2009 годов. Будет совсем
грустно, если мы прохлопаем и нынешний подъем патриотических чувств,
легитимности и популярности руководства страны. В очередной раз «чижика съедим».
//Опубликовано в газете
«Известия» от 8.04.2014.
|