КАРТ-БЛАНШ. Россия–ВТО: задание на завтра
Как выбраться из трясины самоизоляции
Статья профессора Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ А.П.Портанского.
Опубликовано в Независимой газете 18.11.2014
Когда в обществе есть острый запрос на что-то, он должен быть удовлетворен. В
России сформировался запрос на объяснение экономических трудностей.
Универсальный ответ – во всем виноват Госдеп – работает, но все чаще лишь в виде
матрицы. А для удовлетворения запроса матрицу надо наполнить чем-то осязаемым.
В последнее время вновь, как 10–12 лет назад, зазвучали разрозненные призывы
определить наше отношение к членству во Всемирной торговой организации. Об этом
можно было бы и не писать, ибо, учитывая качество используемой аргументации,
сразу видно, что потуги отдельных инициативных персон в данной сфере ни к чему
не приведут. Тем не менее кое-что сказать все же следует.
Девять лет назад в одном из волжских городов автору по окончании его лекции был
задан вопрос, который поначалу насмешил, но потом засел в голове надолго. «Вот
вы сказали нам, что в ВТО 150 стран. Так что ж получается – мы там будем одни
против 150?» – попытался срезать лектора голос из зала.
Когда сейчас, в 2014-м, слышишь аргументы неуемных гонителей ВТО, невольно
вспоминается тот молодой человек из 2005-го. «Что нам дало ВТО?», «Почему ВТО не
защищает Россию от санкций?» и пр. Вообще-то, принципиальной разницы между этими
сегодняшними вопросами и вопросом того волжанина нет. Скажу больше: многие
нынешние вопросы и вытекают из того – старого. А все они вместе, если воспринять
их серьезно, ставят страну в безнадежное состояние, в железнодорожный тупик, из
которого не предполагается движения вперед. Ибо сама их постановка
свидетельствует, с одной стороны, об элементарном непонимании сути членства в
ВТО, а с другой – о серьезной утрате связи с современным глобализованным миром,
об отрицании самого факта вовлеченности в этот мир России.
Чего ожидает тот, кто ставит подобные вопросы? Видимо, желаемый ответ
подразумевает формирование неких «сил быстрого реагирования ВТО», которые
решительно устранят санкции в том месте, откуда они исходят. Если же серьезно,
то следует понять, что ВТО это не НАТО, где существует объединенное
командование, имеющее полномочия принятия решений. В ВТО решения принимают ее
члены, и никто иной. Истоки стереотипа ясны. Когда мы говорим об МВФ, то
справедливо подразумеваем ведущую роль Вашингтона в нем в силу самой большой
доли в уставном капитале фонда. По инерции тот же подход часто переносится и на
другие структуры, в частности, на ВТО. Но ВТО построена по принципу «одна страна
– один голос». Когда-то, в ГАТТ (предшественник ВТО), действительно доминировали
развитые страны во главе с США. Но те времена ушли безвозвратно. Сегодня список
ключевых игроков такой: США, Китай, Индия, ЕС, Бразилия, причем старшего в нем
нет. Для нас интересен феномен Китая.
Сколько времени потребовалось отсталому прежде Китаю, чтобы добиться нынешнего
влияния? Реформы Дэн Сяопина начались в 1978 году в обстановке разрухи после
культурной революции. А спустя 23 года, в 2001 году, когда Китай принимали в
ВТО, развитые страны уже не на шутку опасались выхода на мировую торговую арену
соперника, готового серьезно потеснить конкурентов. В течение примерно семи
первых лет членства на Китай сыпались одна за другой жалобы в связи с разного
рода нарушениями взятых им обязательств. Ответом было продолжение экономического
роста и торговой экспансии по всему миру, что и явилось единственно выигрышной
политикой, обеспечившей Поднебесной в итоге место экономического гиганта,
которое она ныне занимает.
На днях пришло сообщение о договоренности между США и Китаем об устранении
пошлин на ряд товаров сферы информационных технологий. Эта договоренность сразу
вышла за рамки двусторонних отношений, ибо открыла возможность расширения
существующего в рамках ВТО Соглашения об информационных технологиях (ITA), для
чего необходимо в ближайшее время убедить другие страны в выгоде движения в этом
направлении. Подчеркиваю: серьезный импульс прогрессу внутри ВТО в одной из
важнейших современных сфер получен вследствие договоренности США и Китая.
Серьезным влиянием в ВТО обладает нынче и Индия. Почему же две эти страны,
которым Москва в 1950–1960-х годах помогала создавать тяжелую индустрию и
обучала их национальные кадры, способны сегодня задавать тон в мировой экономике
и торговле, а Россия должна жаловаться, что ее обижают? Думается, тому есть две
основные причины.
Первая – экономическая. По случайному совпадению с китайцами с начала наших
реформ нынче минуло тоже 23 года. Реформы похоронены, претензии и амбиции
остались, у страны нет парадигмы развития. До сих пор драйвер развития был
связан с углеводородами. Это обеспечивало рост, но не развитие. Сегодня
государство занимается перераспределением ресурсов, что не приводит к развитию.
Главным драйвером развития должна быть частная инициатива, но нынешняя политика
государства ей явно не способствует. Если ничего не менять в нынешней модели, то
даже в случае снятия санкций ситуация в экономике при низкой цене на нефть не
будет улучшаться. Хуже того, имеющиеся негативные тенденции рискуют привести в
ближайшие 10–15 лет к снижению доли РФ в мировом ВВП и мировой торговле.
Очевидно, это будет иметь последствия для общего положения России в мире, в том
числе в ВТО.
Вторая причина – ментальная. Устранить ее, казалось бы, просто, но что-то
мешает. А мешает, по сути, тот полушутливый вопрос молодого волжанина, который
на поверку оказался серьезным, ибо продолжает занозой сидеть внутри
коллективного сознания. Для его решения достаточно лишь стереть остающуюся в
головах границу между своей страной и остальным миром, понять, что мы не «одни
против 150», а одни из этого числа. Перестать требовать особого отношения к
себе.
|